В редакцию «Нашего времени» пришло письмо от жителя Ульяновска, на днях транзитом побывавшего в донской столице. Александр К. много путешествует по России, но только в Ростове-на-Дону столкнулся со «сравнительно честным отъемом денег у населения» на автовокзале. 

Вместе с билетом ему выдали еще один кассовый чек стоимостью 20 рублей – полис добровольного страхования. Вот только о желании пассажира приобрести этот полис спросить не удосужились. 

Когда он сделал замечание кассиру, в ответ получил порцию грубости, а потом долго ждал возврата денег под косые взгляды стоящих в очереди за ним – под вечер на вокзале работала лишь одна касса... 

В такой ситуации на принцип идут лишь единицы: большинство или не знают о добровольности такого страхового взноса, или же не хотят портить себе нервы из-за пары десяток. Между тем Александр абсолютно прав: такое поведение кассира нарушает ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей»: продавец не в праве без согласия потребителя выполнять дополнительные работы или услуги за плату. 

Это нарушение продиктовано не какой-то должностной инструкцией от руководства автовокзала, напротив, и по внутренним правилам кассир обязан интересоваться, желает ли пассажир совершить такую покупку. Просто при продаже полиса добровольного страхования кассир по совместительству является еще и страховым агентом, который получает процент от каждой такой сделки, то есть лично заинтересован в ней. Поэтому, столкнувшись с такой навязанной «добровольностью», вы можете не только принципиально потребовать возврата средств, как это сделал Александр, но и пожаловаться руководству автовокзала на чересчур корыстного сотрудника. 

К слову, еще одним нередким нарушением прав пассажиров при продаже билетов является взимание «комиссионного сбора за предварительную продажу». Такого сбора на автовокзалах в российском законодательстве не предусмотрено: это тоже фантазии кассиров, решивших действовать как агенты фирм-перекупщиков. По решению ростовского УФАС «Донавтовокзалу» и всем его отделениям в Ростовской области с 10 мая этого года запрещено заниматься такими сборами. Если вы столкнулись с попыткой взять с вас 40-50 рублей при покупке билета за пару дней до отправления, жалуйтесь в ростовского отделение антимонопольной службы по электронной почте: to61@fas.gov.ru или письмом по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский 2/2, оф.403.