Более полутора тысяч жителей Ростовской области опросили об их потребительских пристрастиях, чтобы оценить: как текущая экономическая ситуация сказалась на их покупках. Как выяснилось, ростовчане научились экономить и отстаивать свои интересы
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Масштабное социологическое исследование было проведено по заказу департамента потребительского рынка РО. В опросе приняли участие жители крупнейших городов и сел Ростовской области.
Треть донских жителей предпочитает супермаркеты и гипермаркеты. На втором месте по популярности – магазины «у дома», которые не относятся к торговым сетям. Примечательно, что на вопрос о более выгодных местах покупки эти приоритеты поменялись: все больше жителей Ростовской области считают, что посещать обычные магазины шаговой доступности – дешевле. «Скорее всего, это связано с тем, что в супермаркетах покупатели невольно выходят за рамки даже заранее составленных списков и совершают немало «интуитивных» покупок, которые не планировали, – считает замдиректора института социологии ЮФУ Антон Сериков, руководивший проведением данного опроса».
По словам директора департамента потребрынка РО Ирины Теларовой, полученные в результате опроса сведения позволят корректировать политику потребительского рынка на Дону: «На основании этих данных мы ищем «узкие места», мешающие нашим покупателям, и определяем приоритеты по покупательским пристрастиям ростовчан», – пояснила она. Так, показал уже неплохие результаты опыт внедрения в Ростовской области ярмарок выходного дня и «фермерских» магазинов: именно в этих местах, а не на обычных рынках предпочитают закупаться более 7 % опрошенных, а около 15 % считают такие покупки более выгодными – по сравнению с другими годами это уже рост востребованности, который стоит поддерживать.
При этом места несанкционированной торговли и контрафактный товар донские покупатели уже не считают удачным способом сэкономить – предпочитающие такую спорную «халяву» в опросе оказались в меньшинстве. А экономить стараются все больше через Интернет. Подобные покупки делают уже более 55 % опрошенных: и ассортимент побогаче, и цены ниже, а еще нет навязчивого сервиса продавцов-консультантов и очередей.
Стали ростовские покупатели и более придирчиво выбирать товары, ориентируясь на размещенную на этикетке информацию: это регулярно делают уже более 65% опрошенных – значительный рост по сравнению с результатами аналогичных опросов прошлых лет. А значит, маркетологам пора прекращать надеяться лишь на яркую обертку и громкую рекламную кампанию при продвижении своих товаров – на Дону это уже не действует.
Ростовчане стали активнее защищать свои права: более 20 % жителей Дона это делают принципиально, по возможности – еще 41 % опрошенных. Причем большинство из них уже знают, где помогут: по телефону «горячей линии» защиты прав потребителей (863) 301-0-103, в созданных при каждом муниципалитете отделах по защите прав потребителей или общественных приемных. Также четверти опрошенных ростовчан известен областной интернет-портал zppdon.ru, каждый десятый им уже пользовался.
Также в Ростовской области гораздо чаще, чем в целом по России обращают внимание на выдачу чека: с отказом в выдаче подтверждающего покупку документа сталкивались лишь 15% опрошенных. «Отсутствие кассового чека не является аргументом для продавца отказать потребителю в гарантийном обслуживании и не снимает ответственности за некачественный товар – есть и другие способы доказать, что покупку сделали именно в этом магазине, – напоминает Ирина ТЕЛАРОВА. – Но с чеком – проще. Радует, что это осознают и покупатели, и продавцы».
Чаще всего, по мнению опрошенных, они сталкивались с нарушениями при покупке бытовой техники, одежды и автомобилей, при получении медицинских услуг и страхования. А вот «традиционные» в этом антирейтинге товаров и услуг нарушения в сфере ЖКХ, транспорта и общественного питания в этом году называли реже. Между тем вопрос защиты прав потребителей сейчас стал особенно актуальным – покупательная способность жителей Ростовской области существенно снизилась. Почти все свои доходы тратят на еду 23 % опрошенных: это чуть лучше, чем в прошлом году, а вот в 2014 таких ответов было всего 1 %. Меньше половины семейного заработка уходит на продукты питания у каждого пятого из опрошенных, а треть признали: на еде не экономят.
При этом половина участников опроса считают, что Россия справилась или «почти справилась» с импортозамещением. В этом плане жители Дона считают, что вполне обойдутся без зарубежного мяса, молока и мебели, а вот от автомобилей, бытовой техники и бытовой химии импортного производства отказаться не могут. Впрочем, результаты социологического исследования в этом году показывают: уровень «продовольственного патриотизма» у жителей Ростовской области повысился. Ростовчане предпочитают товары российского и донского производителя: «При этом такой выбор у потребителей осознанный, – считает Антон СЕРИКОВ. – Большинство покупателей понимают, что, покупая продукты местного производства, они инвестируют в экономику Ростовской области».