В России началась маркировка изделий из натурального меха
По некоторым данным, оборот российского рынка меха составляет 120 миллиардов рублей в год. В размерах суммы нет ничего удивительного: натуральный мех наши женщины любят, а стоимость даже укороченного норкового полушубка начинается от 47-50 тысяч рублей. При этом доля отечественных меховых изделий составляет всего 5 %. Остальное – товар из Китая, Греции, Турции, Италии.
Рынок меха далеко не прозрачен, и его решено вывести «из тени». Кроме повышения наполняемости бюджета, от чипирования ожидают и массу потребительских «плюсов» – уменьшится число тех, кто за большие деньги приобрел некачественно пошитую шубу из лже-меха – например, кролика, который выглядит как норка, или чего-то в этом роде.
Пилотный проект по введению маркировки меховых изделий реализуется в связи с ратификацией соглашения в рамках ЕАЭС.
Новшество пока носит добровольный характер. Бизнесу на раскачку дано время.
Сезон еще не начался, а пятигорская фабрика меховых изделий «Angelina-SEM» уже объявила тотальную распродажу. Первая мысль: «Производитель спешит избавиться от нечипированной продукции до того, как процедура станет обязательной». Но, к моему удивлению, на всех шубах, занимающих в центре Ростова большую торговую площадь, уже красуются бланки-прямоугольники зеленого цвета с QR-кодом.
Кстати, маркировка зеленого цвета говорит о том, что товар произведен в РФ, красного – ввезен из других стран.
– Как этим кодом может воспользоваться потребитель? Что с ним делать? – спрашиваю продавцов.
Через минуту ко мне подходит, по стечению обстоятельств как раз оказавшийся в этом месте и в этот час руководитель фабрики Манвел Асцатурян.
– Это вы хотели узнать, как пользоваться кодом? Смотрите, все очень просто! – в руках у Манвела Эдуардовича IPhone, то есть телефон нового поколения. – На него скачивается специальное приложение, которое позволяет «считывать» информацию.
Действительно, Манвел Эдуардович наводит телефон на чип шубы, и на экране появляется вся информация о данном изделии – наименование, мех, страна-изготовитель, брэнд, номер декларации соответствия. То есть можно проследить весь путь шубы. Главное, на что обращайте внимание, – чтобы информация чипа соответствовала другим биркам и этикеткам, которые пришиты к изделию.
– Как только узнали о чипировании, сразу занялись этим вопросом. Поэтому-то все изделия – уже с чипами. На цене эта процедура никак не отразилась. Что касается нынешней распродажи, то их мы устраиваем довольно часто. Можно сказать, это наш стиль работы – ничего более, – уверяет Манвел Эдуардович. – Для нас, как и для других нормальных производителей-налогоплательщиков, процедура «меток» не стала чем-то сверхъестественным.
Действительно, на заседании госкомитета по противодействию незаконному обороту промышленной продукции министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что на добровольной основе систему маркировки уже используют многие производители, и заказано свыше миллиона контрольных знаков.
Другой крупный производитель меховых изделий – «Снежная королева» – тоже выставил на продажу шубы «по новым правилам». Тем более что эта торговая сеть была в числе тех, кто сразу поддержал идею маркировки, как один из рычагов изгнания нечестных участников рынка.
Покупателей, правда, пока больше привлекают не новшества маркировки, а например, акция – возможность взять шубу в беспроцентную рассрочку на два года.
– Желающих ознакомиться с содержанием чипа пока немного, – подтверждают продавцы. – Наверно, требуется время, чтобы потребители узнали об этом новшестве и осознали важность заложенной в чипе информации. Но, с другой стороны, даже на визуальном уровне наличие чипа свидетельствует об официальном статусе – как изделия, так и производителя.
В пилотном проекте задействованы Госзнак, налоговая служба и непосредственно производитель.
Чип чем-то очень похож на акциз. Только на бутылку клеят марку, а на шубу пришивают чип. Но оба преследуют одну главную цель: с каждого такого маркированного изделия должны быть в полной мере уплачены налоговые и таможенные сборы.
Поговаривают о том, что дальше электронная идентификация вполне может коснуться обуви, бытовой техники, авиакомпонентов.