Водомеры сегодня есть почти в каждом доме и квартире. Поэтому «грязный» маркетинг не дремлет

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ

Периодически раздаются пугающие граждан телефонные звонки : «Водомеры нужно срочно заменить на новые, иначе считать оплату будут не по реальному расходу, а по нормативу, что значительно больше». 

На самом же деле система работает по-другому, и замена приборов учета  всеми и сразу не предусмотрена никакими законодательными актами. 

Потому что у каждого водомера есть паспорт, где указана дата первой поверки, которую  осуществил производитель, и обозначен временной интервал, по прошествии которого уже непосредственно сам владелец должен организовать проверку исправности и точности прибора.  Ведь водомер  – сложное техническое устройство, которое со временем может  деформироваться и неправильно отражать расход воды.
 
В среднем межповерочный интервал для приборов, стоящих на трубах холодного водоснабжения, составляет 6 лет, горячего – 4 года. Почему такая разница? Потому что горячая вода содержит больше химических добавок и, соответственно, агрессивнее воздействует на прибор.

Важный момент: межповерочный интервал считается не с момента, когда прибор был установлен, а когда прошел предыдущую поверку. 

Раньше водомеры приходилось снимать и везти на поверку. С прошлого года, учитывая социальный момент – страна у нас большая и люди в ней живут разные и по-разному, – было узаконено право проводить поверку  и без демонтажа, то есть стационарно – вызывать специалиста на дом. 

Организации, предлагающие услуги поверителей, должны не просто иметь аттестат аккредитации, но и самое главное – быть занесены в реестр Росаккредитации. Перечень их можно найти на сайте этой структуры.

Приглашая на дом поверителя, требуется, чтобы были необходимые технические условия для его работы: наличие воды, доступа к прибору и отсутствие течи в сливных бачках и в кранах.

– Если с прибором все в порядке, выдается свидетельство о поверке прибора учета.  Причем раньше оно содержало сведения и о его владельце,  теперь же – только о самом приборе. Исправный прибор можно использовать как минимум до следующей поверки, – рассказывает начальник отдела поверки и калибровки средств измерения расхода и давления ФБУ «Центр стандартизации, метрологии и испытаний» Павел Высоцкий. – Соответственно, если с прибором проблемы, составляется извещение о непригодности к использованию.

Непригодный водомер придется заменить на новый. Отремонтировать его вряд ли удастся. Таких специалистов практически не осталось. 

При покупке нового водомера основное – обращать внимание на наличие паспорта с отметкой о поверке. Этот документ желательно сохранить. Но если он вдруг будет потерян – не катастрофа. Главное – чтобы на самом приборе «читался» его номер и тип. Для хорошего специалиста этого будет достаточно, чтобы разобраться. 

Кроме того, водомер должен быть утвержденного типа, то есть включен в соответствующий раздел Федерального информационного фонда.

Некоторые считают: чем платить за поверку, которая может показать, что прибор неисправен, лучше уж сразу купить новый.

Но это уже другая история – про то, что каждый имеет право выбирать, прибор какого производителя покупать, поверять его или заменять на новый.