В конце января в публикации «е-ОСАГО: как оформить и куда жаловаться?» мы рассказывали о новом способе заключения договора обязательного страхования ответственности автовладельца. Напомним: с этого года все без исключения страховые компании, которые имеют лицензию на ОСАГО, обязаны предлагать эту услугу через Интернет. Этот способ специалисты считают революционным – большинство конфликтов с покупкой ОСАГО таким образом должны разрешиться. Но проблемы остались…
«Вы пишете, что аппетиты агентов страховых компаний должны таким образом приуменьшиться. Но это не так! – уверен наш читатель Александр А. – Такое ощущение, что из-за изменений в законе они вообще потеряли страх!».
Наш читатель долгое время ездил на ведомственной машине, однако пару недель назад приобрел свой автомобиль. И хотя у самого Александра уже более пяти лет безаварийной езды, в выдаче страхового полиса в фирме, где еще недавно он оформлял документы на служебную «ласточку», ему отказали. «Пояснили, что причина – моя прописка: живу в Ростове, но зарегистрирован в Октябрьском (с) районе области, – разводит он руками. – В других страховых – постоянные очереди, а у меня нет на это времени. Забил в Интернете через поисковик сайты страховых фирм – загрузить ни один так и не смог»
Тогда Александр решил действовать по старинке – через страховых агентов. Он продемонстрировал нам более десятка чатов-переписок, которые сохранились на его сотовом телефоне. Беседы удручали: сам полис ОСАГО для машины нашего читателя стоил чуть более 3,5 тысячи рублей, но в довесок ему предлагали приобрести дополнительные услуги еще на 3-5 тысяч рублей. И даже при этом сделки постоянно срывались: «К сожалению, Вас не согласовали без объяснения причин», – типичное завершение такого разговора. И лишь через три дня Александр смог получить ОСАГО «всего» за 9 тысяч рублей, что превышало расчетную стоимость втрое! «И получается, что или плати, или ищи дальше, – возмущен наш читатель. – Никакой управы на этих страховых агентов нет!».
«Страховые агенты являются представителями страховщика и несут ответственность за соблюдение страхового законодательства», – прокомментировали в пресс-службе Южного главного управления Банка России. – Навязывание дополнительных услуг, а также немотивированные отказы от сделки могут обернуться для агентов штрафом от 20 тысяч рублей, для страховых компаний эта сумма может быть увеличена в разы».
И, главное, чтобы найти управу на страховых агентов, все необходимое у нашего читателя есть: подтверждение в виде переписки может считаться доказательством нарушения, как и видеозапись беседы с представителем страховой компании. Пожаловаться на непомерные аппетиты страховщиков можно в Службу по защите прав потребителей Банка России в Ростовской области по адресу: Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22а, по электронной почте: fps@cbr.ru или заполнив электронную форму в разделе «Интернет-приемная» Банка России.
Можно воспользоваться «периодом охлаждения», который действует с середины прошлого года на все виды добровольного страхования, в том числе жизни или имущества. В течение 5 рабочих дней после заключения договора вы имеете право в письменном виде на имя страховой компании (а не агента этой фирмы!) отказаться от страховки и потребовать возврата средств. Вся эта информация, к слову, обязана быть размещена в самом тексте договора или в приложении к нему – прочтите внимательно!
Также нашему читателю посоветовали в следующий раз требовать письменного отказа в заключении договора ОСАГО в страховой компании. Надуманные поводы вам в отказе писать не рискнут – страховые компании и так постоянно раскошеливаются на штрафы от регулирующего органа за действия своих сотрудников.
Впрочем, специалисты отмечают: даже постоянные штрафы не могут окончательно разрешить все конфликтные ситуации между автовладельцами и страховщиками – фирмы стараются всеми способами увильнуть от невыгодного для них контракта. Поэтому в Банке России советуют все-таки воспользоваться правом оформления ОСАГО через Интернет. Только выходить на сайты страховых компаний нужно не через поисковик (мошенники уже создают лжесайты), а через сайт Российского союза автостраховщиков autoins.ru, на котором опубликован список всех компаний, имеющих лицензии на данный вид страхования. И обратите внимание: агенты не имеют права продавать электронные полисы, только страховщики! Технические перерывы на их сайтах могут быть не более получаса в сутки и лишь ночью – даже об этом обязаны предупреждать на главной странице! В случае проблем также стоит жаловаться в Банк России через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru, приложив фото или скрин экрана с ошибкой. Кстати, за январь в Ростовской области автовладельцы заключили почти 10 тысяч электронных полисов ОСАГО, значит, этот способ действует!
… Есть и еще один момент, который связан не столько с проблемой ОСАГО, сколько вообще характеризующий уровень финансовой грамотности нашего читателя. В десятках чатов-бесед с агентами страховых компаний через сотовый Александр неоднократно пересылал незнакомым ему лично людям копии своих документов: паспорта, водительского удостоверения и ПТС – эти данные требовались агентам для расчета окончательной суммы страховки. При этом никаких расписок о сохранении в тайне его персональных данных и запрете передачи их третьим лицам он, разумеется, со своих случайных знакомых не брал. А значит, Александр подвергал себя неоправданному риску стать жертвой мошеннических схем.
В этом, к слову, заключается особый риск пользования новой услугой, которая тут же появилась на рынке в связи с обязательным введением е-ОСАГО, – за небольшую сумму предлагают заполнить за вас все графы и строчки на сайте страховой компании для получения полиса обязательного страхования. Для пожилых людей или не имеющих качественного доступа к Интернету – неплохой вариант, но где потом могут всплыть ваши персональные данные, неизвестно.