Донской регион будет принимать мундиаль-2018. Очевидно, что в Ростовской области введут усиленные меры безопасности. Законопослушным болельщикам они вряд ли испортят впечатления от скорой мировой футбольной фиесты

Семинар, посвященный подготовке к мундиалю, собрал всех предпринимателей, которым предстоит обслуживать гостей чемпионата мира по футболу.

Кардинальные перемены на фоне все более активных проверок в самое ближайшее время ожидаются и в ростовском общепите, розничной торговле: к этому обязывает жесткостью своих правил международная система принципов так называемого ХАССП (подробней о ХАССП смотрите здесь), которая предусматривает безопасность процессов по всей цепочке. Образно говоря, от поля до тарелки. Она обязательна теперь к применению и теми, кто производит продукты питания, и теми, кто перевозит еду, и теми, кто непосредственно занят в сфере общепита. 

– Для приема иностранных гостей следует готовить специалистов, которые владеют не только знаниями сервиса, но и основами разговорного языка, – отметил Виктор Баранов. – До первого апреля 2018 года необходимо провести вакцинацию работников общепита от вирусного гепатита А и шигеллезов.

Предприятия общепита обязаны иметь меню на иностранном языке, предусмотреть в нем сведения о калорийности, содержании витаминов, белков и жиров, обновить уголки потребителя и информационные вывески на входных дверях. Например, в Ленинском районе по системе ХАССП пока работают чуть более трех десятков предприятий общепита. В стадии перехода на работу по этим принципам еще примерно столько же. Всего же в районе, для справки, порядка ста пятидесяти предприятий общепита.

– Без внедрения системы ХАССП предприятия не будут допущены к обслуживанию клиентских групп, – уверяет Виктор Баранов.

Виктор Петрович также пояснил, что 45 объектов общественного питания уже прошли так называемое категорирование, получат паспорта безопасности и обязательную полицейскую охрану. 30 новых предприятий общепита эту процедуру пройдут до конца октября.

В том числе и «с поправкой на мундиаль» ускоренно реконструируют Центральный рынок. Проект предусматривает появление двух новых крытых павильонов. Срок – второй квартал следующего года. В центре донской столицы еще раньше, уже этой осенью, собираются сдать в эксплуатацию вторую очередь торгово-развлекательного комплекса «МЕГАМАГ».

В Железнодорожном районе систему контроля качества ХАССП пока внедрили 2 из 29 предприятий общепита, которые, как ожидается, будут ориентированы на мундиаль-2018. Категорирование провели на 27 объектах потребительского рынка из 44. Собираются закончить эту работу, как сообщил заместитель главы администрации района Владимир Макаров, к концу сентября. 

Ростовских предпринимателей, помимо ХАССПа, паспортизации объектов, скоро ждут и другие «подводные камни мундиаля». Речь идет в соблюдении прав владельцев товарных знаков. Генеральный директор консалтингового центра «ДОНЭКСПЕРТИЗА» Торгово-промышленной палаты Ростовской области Вера Горбунёва сообщила о том, что FIFA является единственным правообладателем в отношении всех объектов интеллектуальных прав – товарных знаков, авторских и смежных прав, связанных с мероприятиями чемпионата мира по футболу.

– Символика чемпионата мира и Международной федерации футбола – не только узнаваемый, но и юридически защищенный бренд, – уточнила Вера Владимировна. – Правомерное использование товарных знаков ФИФА допускается только после заключения с правообладателем лицензионного договора.

Сейчас FIFA является правообладателем более 90 футбольных товарных знаков, которые могут быть использованы предпринимателями в период подготовки и проведения чемпионата мира-2018. 

Представителем правообладателя футбольных товарных знаков в России является ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (Москва). Футбольные товарные знаки зарегистрированы для достаточно широкого перечня товаров и услуг, включая товары медицинского назначения, косметические средства, одежду, детские игрушки, игры, сувенирную продукцию, спортивные товары, напитки, продукты питания, рекламу, связь, туризм, рестораны и кафе.

– В случае их использования без разрешения FIFA виновные могут быть привлечены к гражданской, административной и даже уголовной ответственности, – подчеркнула Вера Горбунёва. Среди донских предпринимателей, по ее словам, немало желающих использовать и реализовывать продукцию с символикой ЧМ, участвовать в ее выпуске. Однако как это сделать без нарушений, мало кто знает. ТПП Ростовской области начала серию разъяснительных акций.

Важно знать: разрешение нужно не только на производство товаров с футбольной символикой, но и на розничную торговлю на самих спортивных объектах. В период чемпионата мира- 2018 такой лицензией будет обладать лишь компания Adidas. 

И, значит, только ей позволили заниматься розничной торговлей непосредственно на стадионе. В дни мундиаля в радиусе двух километров вокруг стадиона будет действовать так называемая зона отчуждения: на этой территории запрещается вести торговлю.

– Для осуществления коммерческой деятельности предпринимателям, магазины которых располагаются в пределах зоны, необходимо получить в компании Megalicense официальное право на осуществление розничной торговли, – уточнила Горбунёва.

Оказывается, компания Megalicense владеет полным пакетом всех лицензий на производство товаров, относящихся к чемпионату мира–2018. Она является мастер-лицензиатом и имеет право перепродавать лицензии другим организациям. В ведении FIFA есть структура с подразделениями по борьбе с контрафактом, по защите прав. Так что ростовским предпринимателям следует очень внимательно относиться к использованию символики FIFA. Запрещается любое ее использование без лицензии логотипов и торговых марок, связанных с чемпионатом мира–2018. 

Жесткость этих правил, как надеется председатель Ростовского городского комитета по торговле и бытовому обслуживанию Константин Тихонов, не остудит желание ростовских предпринимателей активно поучаствовать в подготовке к мировой футбольной фиесте. 

– Что вы готовы сделать такого, чтобы гостям чемпионата мира по футболу–2018 не хотелось покидать Ростов, чтобы они мечтали вернуться в донскую столицу и через год, и через два, и через три?! – спросил Константин Тихонов представителей бизнес-сообщества на семинаре, посвященном подготовке к мундиалю.

Ответов не последовало, хотя зал и был полон. Вопрос и правда интересный. Предлагаем ответить на него читателям «Нашего времени».