В моем детстве под новогодней елкой искали просто машинку или куклу. Сейчас Деду Морозу во сто крат сложнее выполнять пожелания ребятни. В письмах зачастую заказывают игрушки, которые ни пером описать, ни выговорить

Реклама – двигатель игрушек

– У вас есть лолы, скритчеры, бейблейды? – родители штурмуют продавцов детских магазинов труднопроизносимыми названиями. Многие считывают их прямо с бумажки. – Что это вообще такое? Ребенок заказал Деду Морозу, а мы не знаем, как это даже выглядит.

– У вас есть в продаже трасса с машинками, которые вот так поднимаются, а потом въезжают в трубу? Там они еще переворачиваются... – озадаченная бабушка пятилетнего внука изображает руками в воздухе какие-то кренделя.

Год от года все большее число взрослых, а теперь и детей попадает в тиски рекламы, которая особенно набирает обороты перед Новым годом.

В эти дни на детских телеканалах и в интернете кто из рекламодателей во что горазд! Предлагают как нечто новое и удивительное даже те игрушки, которые успешно «выстрелили» еще лет пять – семь назад, а теперь производители решили вернуть их следующему поколению детей. 

Бакуганы, бен тен, хомячки-повторушки – у кого детям уже лет по 7–11 наверняка вспомнят эти хиты прошлых лет. Так вот делаются попытки опять их реанимировать. Но это все-таки трудно, как дважды войти в одну реку. Цепляет, но не так массово, как раньше.

В 2019 году особенно зацепили, конечно, новые игрушки, но опять-таки лишенные особого смысла – бейблейды (по-русски «волчки»), лолы (куклы 9–10 см с аксессуарами в упаковках-шарах, а теперь уже и в капсулах, ракушках), скритчеры (машинки, раскрывающиеся от соприкосновения с металлическим диском). 

Второй год подряд в новогодних пожеланиях мальчиков 6 лет и старше лидирующие позиции удается удерживать конструктору лего, созданному на основе компьютерной игры Minecraft («Майнкрафт»), и бластеру Nerf (оружие, стреляющее в основном мягкими поролоновыми пулями). 

Лего «Майнкрафт» к концу года заметно потеснил своих собратьев из семейства конструкторов – лего «Ниндзяго», «Звездные войны» и «Нексо найтс».

У младшей детворы, причем как у мальчиков, так и у девочек, вот уже третий год в лидерах желаний персонажи из канадского мультсериала «Щенячий патруль». 

Взрослым сложно запомнить всех щенков-персонажей по именам (Рокки, Зума, Скай, Гонщик, Крепыш, Маршал, Треккер), поэтому просто спрашивают их по цвету – например зеленый (Рокки), синий (Гонщик) и т. д.

Благодаря недавней премьере продолжения мультфильма-сказки «Холодное сердце» опять популярны куклы Анна и Эльза, а вот персонажи из мультфильмов «Маша и Медведь», «Ми-ми-мишки», «Три кота» и особенно «Свинка Пеппа» заметно сдали позиции. 

На это очень сильно влияет присутствие мультфильмов на детских телеканалах. Например, опять появился на экранах американский мультсериал «Вспыш и чудо-машинки» – и начали спрашивать эти машинки.

В круговороте предновогодней рекламы некоторые дети каждый день переписывают письма Деду Морозу.

– Сын сегодня пишет одно, завтра уже другое, так что не спешу с покупкой игрушки – может, еще что надумает! – говорит мама 6-летнего мальчика.

Так как взрослые часто вообще никак не контролируют процесс написания посланий Деду Морозу, доходит до несоответствия возраста ребенка игрушке  или наоборот. 

– Внуку 3 годика, и он увидел в рекламе трансформер, сейчас прочитаю как называется...– женщина достает из сумочки листок. – «Бамблби». Есть у вас такая игрушка?

Игрушка такая действительно есть, только хороший продавец все-таки предупредит, что для 3-летнего ребенка трансформер, особенно Бамблби (желтая спортивная машина с черной полосой на корпусе из одноименного мультфильма «Трансформеры»), будет очень сложным, и вряд ли малыш справится с его сборкой. 

Впрочем, даже хорошие продавцы признаются, что иногда просто предпочитают уже промолчать. Переубедить взрослых редко получается.

«Да что вы? Как это наш малыш не справится? Он у нас такой сообразительный, умный... Да он в настоящем сотовом телефоне разбирается, а вы говорите, с каким-то трансформером не справится!» – чуть ли не обижаются родители на продавцов.

Когда все есть и про большой коробок

– Можете подарить 3-летней девочке детскую посудку, набор доктора, хозяюшки, бытовой техники, крупноблочный конструктор, макси-пазлы... – советует продавец.

– Да все это у нее есть, – нетерпеливо перебивают родители, бабушки и дедушки. – Дома игрушек больше, чем у вас в магазине. Ума не приложим, чем удивить ребенка.

Три года – это еще ничего. Есть случаи, когда говорят, что в 1 год у ребенка все есть. Плохо живем? Не похоже. А может, просто откупаемся игрушками за свою вечную занятость и отсутствие времени и желания поговорить с ребенком, порисовать, поиграть в настольную игру?..

В книге Гарри Фридмана – великого мастера розничной торговли и обучения в этой отрасли – описывается прием, который используется в случае, если покупатель никак не может остановиться на выборе подарка. Продавец говорит: «Так, может, позвоним имениннику?» Покупатель понимает шутку, и сразу обстановка разряжается... 

Но это у них. У нас такой номер не проходит. Покупатели всерьез звонят родителям ребенка, и интересуются, что подарить. Часто перед прилавком и с телефоном у уха так проходит несколько минут. Причем подробно описывается каждая игрушка. 

Есть случаи, когда гостям раздается список игрушек для приобретения. Как правило, в нем достаточно дорогостоящие варианты. Например, в списке, который довелось видеть мне, самым дешевым подарком были сани, а это – от 2000 рублей и выше. 

По-прежнему российские покупатели обращают внимание на размер коробки. «Дайте мне игрушку, чтобы коробок был большой!» – так прямо и просят продавцов. Информацию о поле и возрасте ребенка сообщают в последнюю очередь.

Еще у многих взрослых присутствует тревога, что: 

а) ребенок игрушку поломает («А если он ее на пол бросит?»);

б) разбросает («Будут эти кубики (конструктор, набор инструментов и т.п.) валяться по всей квартире!»);

в) попросит с ним поиграть («В настольные игры нужно ведь с кем-то играть?»).

Некоторые покупатели в возрасте 60+ самозабвенно ищут игрушку «как у моего сына была в детстве» – металлический неубиваемый грузовик или волчок со скачущим всадником внутри, как в передаче «Что? Где? Когда?» Кстати, производство таких волчков у нас существует, только стоит в розницу такая игрушка порядка 900 рублей. 

Действительно, выбор игрушек, кажется, никогда не был таким сложным делом, как в последние годы. 

Поэтому главный совет при входе в магазин: помнить о возрасте ребенка и о том, что главная задача игрушки – все-таки радовать и развивать.