То, что сегодня выпускники школ плохо знают русский язык, – это факт. Педагоги профильных факультетов журналистики и филологии сетуют на огромное количество ошибок, которое делают абитуриенты. В чем причина?
Об этом мы говорим с кандидатом педагогических наук учителем русского языка и литературы ростовской школы № 100 Наталией КУТНЯХОВОЙ и доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета Людмилой САВЕНКОВОЙ.
Наталия КУТНЯХОВА:
– Правила русского языка, которые папы и мамы нынешних детей учили в школе, изучаются детьми и сегодня, но современные дети не сосредоточены только на учебе, в их жизни есть спорт, соцсети, Интернет, 300 телеканалов и много другого, что забирает у них массу времени.
Людмила САВЕНКОВА:
– В самом деле: условия, в которых живут сегодняшние школьники, совсем иные, чем те, в которых росло мое поколение и даже мои дети. Вспоминая свое раннее, но уже осмысленное детство, которое пришлось на вторую половину пятидесятых годов прошлого века, я не могу не признать, что главным проводником в огромный мир были книги. Просто другого доступного и активно используемого источника, такого, к которому можно было обращаться ежедневно, чтобы узнать что-то новое, не было. Вот мы и тянулись к чтению (первые книжки читались мною в четырехлетнем возрасте). Родители ругали нас с братом за то, что мы читаем, а не ложимся спать, как сейчас мы ругаем детей за то, что они не отрывают взгляда от компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов. Естественно, что сегодняшние плоды прогресса, не требующие значительных усилий для получения удовольствия от созерцания и слушания, очень приманчивы для учеников. Так уж мы устроены, что только один из сотни, а то и из тысячи предпочтет сделать что-то по своему вкусу, потратив уйму сил и времени, а не воспользуется тем готовым, за чем надо только протянуть руку.
Просто или сложно?
– Но зачем уже в младшей школе усложнять школьнику жизнь всевозможными схемами, орфограммами?
Наталия КУТНЯХОВА:
– Язык развивается, меняется, в нем появляются новые слова, новые понятия, взаимоотношения с родным языком строятся на другом уровне. Орфограммы – это правила для написания слов, их изучают со второго по седьмой класс. К пятому классу ребенок должен изучить 25 орфограмм. Если в день учить по одной – одного месяца хватит, чтобы одолеть все. К седьмому классу нужно освоить 48 орфограмм, самые сложные – правила с частицей «не» и правописание одной и двух букв «н» в разных частях речи. Схемы же позволяют систематизировать материал, видеть похожие условия в правилах, запоминать через понимание, а не через зубрежку. Помогают современному ребенку с его клиповым мышлением выявить главное.
Людмила САВЕНКОВА:
– Как, Ирина, звучит ваш вопрос: «Зачем усложнять жизнь..?» Так думает и каждый ученик. Он относится к необходимости выучить правило, как к тяжкой повинности, а ресурсы Интернета его еще и подбадривают, поддерживают в его убежденности, что учить необязательно. Да, иногда в учебниках начальной школы материал подан так, что родители приходят в смятение, не знают, как это растолковать своему чаду, они-то учили иначе и теперь воспринимают тот путь как ясный и легкий, а с тем, что видят в книге, не могут совладать. Но, заметьте, эти методики не на старшие поколения рассчитаны, не на тех, кто привык к логике словесного изложения, они – для детей, предпочитающих изобразительный ряд как более близкий к видеоряду. Отсюда и всякие схемы, геометрические фигуры, стрелки, использование цвета.
– Многие считают, что в советской школе учить русский язык было проще.
Наталия КУТНЯХОВА:
– Я думаю, это стереотип. Количество орфограмм не изменилось, и двадцать лет назад, и сейчас учеников учат тому, что «жи-ши» пишется с «и». Единственное, что изменилось, – подача материала, но это закономерно, потому что современные дети требуют в обучении совсем иного подхода. То же можно сказать об устоявшемся мнении о том, что современные дети мало пишут, читают. Это не так. Они читают и пишут много. Но что в их возрасте читала, допустим, я? Книги из детской библиотеки, классическую литературу, журналы и газеты для детей и подростков, над языком, стилем, содержанием которых трудились команды профессионалов. Мы писали тексты, которые проверял и редактировал учитель. А что читают подростки сегодня? Огромное количество информации: текстов, цитат, жизненных историй из Интернета – того, что никто никогда не задавал на дом и не проверял на грамотность, стиль, соответствие нормам литературного языка. И пишут много, но едва понятными взрослым выражениями: «топчик», «движ», «дратути», «спс», «сорян». Формируется весьма своеобразный языковой стиль, которым активно пользуется подрастающее поколение. А где ему взять иные образцы грамотно изложенных текстов? Читать классическую литературу – долго, трудно, да и не хочется. Общаясь между собой, в том числе в Интернете, дети, подростки, как правило, пренебрегают литературным русским языком.
Людмила САВЕНКОВА:
– Литературным языком пренебрегают не только дети. Понятие «разговорная речь» никто не отменял и вне закона не ставил. Просто здесь мы опять натыкаемся на последствия того же научно-технического прогресса. Если раньше можно было по отношению к обиходному общению поставить знак равенства между речью разговорной и речью устной, то теперь законы устной межличностной неофициальной (читай: бесконтрольной) коммуникации перекочевали на всяческие чаты, форумы, в разнообразные соцсети, где ценится быстрота реакции, ибо если человек не вставил свою реплику сразу, поток беседы потечет далее без него, и далеко не обязательно его аккуратную реплику кто-то соотнесет с тем, что было «триста слов тому назад». Как с этим бороться и бороться ли вообще, мне неведомо. Время уплотнилось. Если будем апеллировать к зарубежной классической литературе, то обязательно припомним в ней эпизоды, где какой-нибудь солидный и важный, образованный и знавший несколько иностранных языков персонаж считал, что очень славно потрудился, продиктовав своему секретарю пару писем до обеда. После этого уже следовало дать себе отдых до конца дня. Можем ли мы сегодня позволить себе такую роскошь?
– А если не выходить за рамки отечественной литературы?
Людмила САВЕНКОВА:
– Здесь сразу приходит на память Обломов, который выступал как чистейший прагматик: «Когда же жить? – спрашивал он опять самого себя. – Когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть еще ни на что не понадобится в жизни? Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?» Конечно, скажете мне вы, это образ гротескный, да и вообще Обломов плачевно завершил свой путь. А ведь дети наши не Обломовы. Они просто рационалисты: делают то, что сейчас, немедленно может принести плоды. Это, если так можно выразиться, поколение действия, а не поколение обработки информации.
Сколько надо, столько и знаю
– Плохое знание русского языка становится нормой? И знают его выпускники школ плохо.
Наталия КУТНЯХОВА:
– Я не соглашусь с этим мнением. Они знают его настолько, насколько это соответствует их внутренним требованиям. Помните, года три назад Рособрнадзор во время выпускных экзаменов в школе снизил минимальный порог ЕГЭ по русскому языку? Все тут же сделали вывод: вот как плохо учат сегодня в школе!.. На мой взгляд, причина не в этом. Современные дети учатся так, как считают нужным прямо сейчас. Конечно, есть вероятность, что у школьников еще не совсем четко сформирована точка зрения на окружающий мир, нет мотивации, но это другой вопрос. Но для себя они точно знают, чего хотят. На что готовы тратить личное время, а на что – нет. Современные школьники не боятся двоек, троек. Если ученик понимает, что не знает предмет, а главное, не хочет и не будет его учить, он так и говорит: «Ставьте мне двойку». И в этом есть некое рациональное зерно: освободившееся время учащийся посвятит более важным, с его точки зрения, предметам, спорту, хобби. Так что в снижении минимального порога ЕГЭ по русскому языку не было ничего особенного. Это лишь показатель того, насколько была востребована эта предметная область очередным поколением выпускников.
Людмила САВЕНКОВА:
– Я бы выделила здесь два понимания выражения «знают русский язык плохо». Что касается потребностей учащихся, то – не плохо, а так, как нужно им по минимуму, чтобы не перенапрячься. Что касается возможностей изложения информации, тут, увы, дела обстоят гораздо хуже. И если человеку, который будет всю жизнь работать руками (обрабатывать землю, строить дома, печь хлеб, шить одежду), на самом деле достаточно минимума знаний (от того, что такой человек правильно напишет слово пирог, сам пирог вкуснее не станет), то, к примеру, журналист, который выкладывает в Интернете текст: «Тунгусский феномен стоит в ряду с такими трагическими явлениями 20-го столетия, как фашизм и Хиросима. На сегодняшний день ученые так и не сошлись во мнении о том, что же это было. В Красноярском крае развернута обширная программа, приуроченная к этой дате. Основные торжества начинаются в Эвенкии, сообщает красноярский Newslab», – повергает меня в уныние. Из души рвется крик: как может быть поставлен тунгусский феномен неизвестного происхождения в один ряд с фашизмом, о каких торжествах можно говорить, только что оценив событие как трагическое? Вот это клип!
(Окончание следует)