Как известно, в конце апреля был дан официальный старт строительству Багаевского гидроузла. Но споры на эту тему продолжаются...


Так, темы строительства Багаевского гидроузла вновь коснулся донской губернатор Василий Голубев, выступая в эфире программы «Главные о главном».

По его словам, реализация этого масштабного проекта без подтопления земель не обойдется. Губернатор оценил размер затапливаемой площади в 800 с лишним гектаров:

– Территория самого гидроузла, зона его строительства, займет 341 гектар. Потенциально подтопляемые территории – это чуть больше 800 гектаров. Но среди них нет сельхозугодий, нет земель населенных пунктов…

Уменьшение затапливаемых площадей стало возможным после того, как некоторое время назад АО «Акватик», проектировавшее гидроузел, нашло техническое решение, позволяющее снизить отметку подпорного уровня создаваемого водохранилища до 2 метров балтийской системы. И таким образом, по расчетам проектировщиков, подъем воды должен оказаться всего лишь на 1,1 метра выше среднемноголетнего уровня воды в Дону в районе хутора Арпачин. 

Ранее проект предусматривал подъем в 2,8 метра. Таким образом проектировщики, по их собственной оценке, максимально снижают риск затопления и причинения ущерба окружающей среде. Одновременно сокращается и площадь земельных участков, подлежащих изъятию у их владельцев. А значит, уменьшается и сумма компенсаций, что удешевит строительство объекта.


Другая острая проблема – образование сине-зеленых водорослей. Как отметил губернатор, изменения в проекте позволили заметно увеличить интенсивность водообмена и качество воды. Это в свою очередь должно полностью исключить опасность образования сине-зеленых водорослей. А сокращение площади территорий, где уровень грунтовых вод может повыситься не более, чем на метр, наряду с мероприятиями по инженерной защите исключит заболачивание земельных участков.

Таким образом, по оценке губернатора, проектировщики Багаевского гидроузла сегодня предусмотрели все возможные риски с тем, чтобы наносимый объектом ущерб оказался минимальным:

– Проект учитывает все возможные изменения, все возможные риски. Будут построены специальные дамбы, которые будут защищать нас от затопления незапланированных территорий. Будут установлены и специальные насосы для перекачки воды в случае необходимости…

При этом глава области отметил, что на случай затопления сельхозугодий или частных подворий проект предусматривает компенсационные мероприятия. Однако возникновения ситуаций такого рода не ожидается.

Сложнее с рыбой. Ее среда обитания с возведением гидроузла изменится не в лучшую сторону, и с этой проблемой проектировщики, судя по всему, ничего поделать не могут. Единственно, подрядчик по окончании строительства пообещал выпустить в Дон малька «в достаточном количестве, чтобы восстановить рыбные запасы». 

Также губернатор не раз говорил о рыбообводном канале, называя его важным элементом всего гидроузла. Посредством его рыба не только сможет свободно проходить через сооружения гидроузла, но и следовать к привычным местам для нереста. Хотя опыт подобных каналов, примененный на строительстве других гидросооружений, однозначно оптимистических выводов делать не позволяет. Тем не менее проектировщики даже предполагают, что с появлением Багаевского гидроузла ситуация с рыбными запасами в Дону может еще и улучшиться.

Коснувшись неутихающих споров вокруг проекта, В. Голубев признал, что скептиков едва ли удастся переубедить:

– Есть ученые, которые говорят, что будет ущерб. Другие говорят, что принимаемые меры полностью компенсируют нанесенный урон. Спор будет продолжаться, это нормально. Но врать людям не нужно, нужно доводить всю информацию и озвучивать все цифры…

С последним выводом нельзя не согласиться. Тем более что речь идет о масштабном проекте, включенном в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Его реализация обойдется бюджету как минимум в 22 млрд рублей.