Наше время

Театральный навигатор НВ

Дата публикации:7 фев 2022 г.

Советы тем, кто выбирает, на какой бы спектакль пойти. Люди, которые более или менее регулярно посещают театр, обычно нацелены на премьеры. Но в афише стоят и спектакли прошлых лет, и играют их столько времени, сколько они будут востребованы зрителями. Иногда – десятилетия…

Ростовский Молодежный театр
Тут рекордсмен наверняка шекспировский «Гамлет» Ростовского Молодежного театра (тогда он именовался ТЮЗом). За это время, естественно, и актерский состав в нем сменился, но спектакль-променад (или в обиходе спектакль-бродилка), впервые как жанр опробованный в наших краях режиссером Владимиром Чигишевым, и сегодня пользуется особым успехом. 

Здание театра превращено в замок Эльсинор, где зрители тоже включены в разряд действующих лиц. Здесь опущены политические мотивы, нет Фортинбраса, и по существу разыгрывается история разорения семьи. 

Ну, раз уж упомянут Молодежный театр, стоит привлечь ваше внимание и к спектаклю по пьесе Питера Шеффера «Амадей», поставленному Александром Баргманом. Это театральная история: Сальери представляет для потомков спектакль на тему «я и Моцарт». На сцене гримировальные столики с зеркалами, окаймленными светом. Внушительных размеров шкаф хранит сценические костюмы. Распахнув дверцы, свободный от платья, он может служить воротами или сценой.

Есть тут и массовка в трико. А когда звучит Реквием, в этой униформе застывают вдоль шкафа и император, и директор оперного театра, и префект библиотеки, и придворные дамы. Потому что перед великой музыкой все они – статисты. Только один человек здесь особый, и он один против всех. Гений среди статистов – об этом спектакль.
Ростовский музыкальный театр
Ростовский музыкальный театр первым в России создал оперу об орлеанской деве – «Жанну д,Арк» Джузеппе Верди, и даже непрофессиональное ухо способно уловить в ней красоту мелодий, пронизанных страстью. Не надо усилий, чтобы оценить глубокий драматизм дуэтов и трио, грандиозность хоровых сцен.

Работали над этой оперой дирижер Андрей Аниханов, режиссер Юрий Александров. История получилась о деве-воительнице по пути в царствие небесное, поскольку ее не сжигают на костре. Прощенная Богом за земной грех, она возвращается на поле битвы и приносит победу своему народу. Она не умирает, а возносится, как и положено посланнице неба.

Премьера балета «Эсмеральда», созданного Цезарем Пуни, была центральным событием 2-го Международного фестиваля балета имени Ольги Спесивцевой. Балетмейстеры-постановщики – Маргарита Дроздова и Михаил Крапивин. Этому сочинению 175 лет, но ничто в нем не кажется далеким прошлым. Вероятно, потому, что зрителей увлекает живая человеческая история, в которой несомненна подлинность чувств и градус событий, кочующих из века в век: трагическая борьба одиночки против высоко сидящей персоны; схватка безоружного народа с вооруженной стражей; неправый суд и гибель невиновного существа.
Ростовский театр драмы им. М.Горького
Шолоховскому «Тихому Дону» Ростовского театра драмы им. М.Горького, без сомнения, суждена долгая сценическая жизнь. В его оформлении авторы стремились к подлинности: краснотал вешенский взяли, тамошние мастера плетни из него сооружали. Натурально, и Дон был в середине сцены с полосой сухостоя по берегу. А масштабную эпопею удалось воплотить в трехчасовой сценический объем во многом потому, что режиссер Геннадий Шапошников предложил такое сцепление сцен, при котором одна, хоть и на излете, но еще длится, а другая уже начала свое движение. Этот прием помогает спрессовать время, ощутить его плотность и непрерывность. А персонажи, не увидев друг друга, пересекаются, расходятся, не подозревая, как мал этот мир, где каждый зависит от каждого.

Этот спектакль про невозможность счастья. И не только для Григория с Аксиньей с их запретной любовью. Просто получился «неправильный у жизни ход». 

Естественно, в другой манере Геннадий Шапошников создает гротескную историю по повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (спектакль называется «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково»). Режиссер населяет сцену фигурами настоящего паноптикума. Нам явлена живая, убедительная иллюстрация очевидной истины: где есть лакеи, там непременно будет и деспот.
Шахтинский драматический театр
«Королеву красоты» по пьесе Мартина МакДонаха поставил в Шахтинском драматическом театре режиссер Роман Родницкий. Это нелегкое зрелище. Ирландский закоулок. Затрапезная комната, где 20 лет чокнутая мамаша с садистским наслаждением измывается над своей стареющей дочерью. Но разыгрывается история как трагический цирк, и на пятачке малой сцены эта эксцентрика просто завораживает.
Таганрогском театр драмы им. А.П.Чехова
В Таганрогском театре им. А.П.Чехова идет спектакль по пьесе «Д-р» («Доктор философии») Бранислава Нушича в режиссуре Анатолия Морозова. Нувориши первого призыва уже не довольствуются богатством – им нужны высокие знаки причастности к элите. Чего проще – купить, как и всё остальное! Наш, родной, горяченький сюжет! В спектакле звучит музыка Эмира Кустурицы, и ощутим пиетет к эстетике знаменитого режиссера. И хотя одни артисты играют комедию положений, другие – гротесковую комедию, третьи – вполне по психологической правде, зрителям спектакль явно пришелся по душе.
Казачий драматический театр
Без малого сто раз артисты Донского театра драмы и комедии им. В.Ф.Комиссаржевской (Казачьего драматического театра) сыграли «Проделки Ханумы» по мотивам пьесы Авксентия Цагарели. В постановке Валентина Бирюкова это спектакль-праздник. Торжество справедливости в нем было рукотворным, его добивались люди (один характер колоритнее другого!) с азартом и верой в силу любви.
Ростовский театр кукол
В Ростовском театре кукол «Буратино» – тоже не премьерный спектакль, но любимая сказка всех поколений российских детей не может устареть. На кукольной сцене это суматошное, вихревое зрелище (постановка Андрея Былкова и Елены Кушнаренко). Вся история разыгрывается в эстетике площадного театра, и тогда понятно, почему актеры, работающие в живом плане, носят маски и почти все говорят с такими же взбудораженными интонациями, как и глашатаи, открывающие представление. А Буратино и все невольники Карабаса Барабаса – это небольшие тростевые куклы, подвижные, пластичные, с выразительными лицами. Ну а финал, пожалуй, оценят скорее родители. Страна счастья, которую обрели Буратино и его друзья, окажется сияющей сценой с растяжкой «Театр папы Карло». Ну, а где еще искать счастья?
Независимый театр «Человек в кубе»
В двух независимых театрах нашей области: ростовском «Человеке в кубе» и таганрогском «ТаКТе», где есть свои зрители, – можно назвать не один спектакль, достойный внимания. Но вот мои предпочтения. Ростовский спектакль «Гоголь. 13 снов» – из оригинальной тетралогии «Спектакль о…», героями которых были Мольер, Пушкин, Кэрролл и Гоголь. Тут, как всегда задумывала режиссер Катерина Рындина, максимально использованы все ниши маленького помещения, где нет сцены, и актеры играют на одном уровне со зрителями. 

В 1 час 15 минут сценического времени смогла вместиться невероятная судьба человека, к которому невозможно подойти с обычными мерками. Потому что он видит мир куда более объемно и многокрасочно. Его картина мира грандиозна и по праву сопровождается мощной музыкой Альфреда Шнитке. В ней и украинский хутор, и холодный, равнодушный Петербург. И сам Николай Васильевич, умоляющий Пушкина даровать сюжетец…
Таганрогский камерный театр
Спектакль «ТАкТа» «Бритва в киселе» по рассказам Надежды Тэффи и Аркадия Аверченко чем дольше играется, тем филиграннее становится. Это гротесковый коллаж с мгновенными переодеваниями и перевоплощениями. То на зал обрушиваются стремительные эмоции, то заставит его примолкнуть тонкая и грустная усмешка над обидными для всякого самолюбия обстоятельствами. Герои всех рассказов — типичные недотепы, но представленные с большим сочувствием, потому как они ведь тоже люди и имеют несомненное право на безбедную жизнь.

Рамки газетной статьи не позволяют подробно говорить об актерских работах, хотя их немало. Однако несколько имен я все же назову: Сергей Беланов в роли Сальери («Амадей»), потрясающий хор под руководством Елены Клиничевой («Жанна д,Арк»), Валентина Родницкая и Светлана Гаврилова (мать и дочь в «Королеве красоты»), Ирина Шатохина в роли главной героини («Проделки Ханумы»).

Какие-то из этих спектаклей играются сегодня, другие могут появиться в весенних афишах. Заметьте: во всех театрах идут постановки мирового репертуара, самая близкая по времени – классика советского периода. Почему сложилась такая ситуация и что значит «современное прочтение классики»? Если будет на то читательский интерес, поговорим об этом в следующий раз.

Фото автора и из архива театров
Сообщить об ошибке
Loading...