Арест, пусть и домашний (гуманизация!), одного из богатейших людей России, председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова получился показательным.
Кстати, сигналы Запада не только в санкционных намеках — для самых больших тугодумов пожелания/указания давались тупо прямолинейно.
«Целью наших санкций должно быть одно — заставить тех русских, на которых держится власть Путина и которые терпят Путина у власти, отправить его в нокаут», — прямо пишет в American Thinker Герберт Мейер, между прочим, бывший помощник директора ЦРУ. — Проще говоря, мы должны дать российским олигархам и топ-менеджерам, против которых направлены западные санкции, понять, что Путин — это их проблема, а не наша… Скорее всего, им не потребуется много времени, чтобы собраться для тихого разговора — например, в московском офисе или, что более вероятно, на яхте где-то у Лазурного берега, — чтобы… решить, что будет лучше для будущего России».
Это всё еще намеки, хотя уже толще некуда. Но дальше нервы у старого цэрэушника не выдерживают:
«Так как деликатность с русскими не работает, президент и его европейские коллеги должны дать этим людям абсолютно ясный сигнал о том, что нас не интересует, как именно они будут решать проблему Путина. Если они смогут убедить старого доброго Владимира покинуть Кремль с воинскими почестями и торжественным салютом, — отлично. Если Путин слишком упрям, чтобы понять, что его карьера закончена, и из Кремля его можно вынести только вперед ногами с дыркой в затылке — нас это тоже устроит».
Когда разведка переходит к работе в открытом тексте? Когда скрытничать уже нет смысла: контрразведка давно раскусила все планы и ходы — и остается только послать последний сигнал: время действовать — пан или пропал! Но на сей раз пропадать посылают других, переоценив их возможности.
Однако «спалились» и те, кто посылает. Им только казалось, что скрывать больше нечего, но на самом деле вместе с сигналом к российским олигархам невольно добавился и сигнал о том, что у Запада нет больше возможностей вести затяжную игру. Прямолинейная атака — это еще и отчаянная атака.
И нет ничего удивительного в том, что такой опытный и выдержанный дипломат, как Сергей Лавров, вдруг тоже заговорил без обиняков:
«Не было бы Крыма и юго-востока Украины, Запад придумал бы что-нибудь еще. Поставлена цель: любой ценой вывести Россию из равновесия. Задача сформулирована давно. Возьмите ту же Сирию. Пару лет назад на нас ведь ополчились как на защитников тиранящего собственный народ диктатора».
Ополчились — и тем самым породили монстра (Исламское государство — ИГИЛ, деятельность запрещена на территории России), на борьбу с которым США теперь зовут весь мир. Но и это не смущает ни закулису, ни послушных ей марионеток в ЕС.
«Повторю, — подчеркивает Лавров, — было бы желание, а повод найдется. Вашингтон и некоторые европейские страны не вчера решили изолировать Россию».
Западники поспешили обвинить Лаврова в агрессивности, не достойной, мол, дипломата. А что прикажете делать, если Запад перестал понимать язык дипломатии? Вы еще не забыли, как Баррозу сделал «утечку» своей беседы с Путиным? Как российский президент якобы пригрозил за две недели взять Киев, коли захочет. В конце концов, Запад признал, что слова были вырваны из контекста и не носили воинственного характера, но признал лишь тогда, когда Кремль предложил опубликовать стенограмму всей беседы. Этого почему-то наши изощренные «партнеры» не захотели, но речь, вообще-то, не об этом. Сам факт подобного разглашения — вопиющее нарушение всех норм и правил межгосударственного общения!
Впрочем, дело в сломе всей системы международных отношений. Сначала США перестали считаться с международным правом, посчитав себя выше этого, а потом и Европа, поглядывая на заокеанского шефа, решила, что ей позволено всё, что не запрещено Вашингтоном, но только ей. Помните, как на полном серьезе многие европолитики корили Россию за то, что она ответила на европейские санкции, на что не имеет права. Вводить санкции могут только США и Евросоюз, без тени сомнений заявлял министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт. Да почему же — где это прописано, в каких международных договорах?!
Западный мир взвалил на себя явно непосильное «бремя белого человека», практически объявив весь остальной мир «черным», второстепенным, имеющим только те права, которые у него пока не отобрал «белый человек»: пользуйтесь, пока он добрый!
Россия не пожелала встраиваться в этот мир на правах мелких лизоблюдов, которым позволяют спать на коврике у двери Хозяина и позволяют грызть сахарную косточку, если перехватят. За это лимитрофы охотно лают на тех, кого Хозяин не любит. И они действительно НЕ ПОНИМАЮТ, как можно с ним спорить, не подчиняться его приказам.
Вы не поверите, но именно за это наши «болотные» оппозиционеры объявляют Путина сумасшедшим. И мне их даже жаль, как собаку, которая виновата лишь в том, что защищала любимого Хозяина, который для нее царь и бог.
Я не буду здесь приводить примеры из сетевых споров с мало кому известными блогерами. Возьмем узнаваемую фигуру писателя Виктора Ерофеева. В своем возмущении антизападным упрямством России (а Ерофеев хотя бы понимает, что Путина в этом поддерживает подавляющее большинство) он и не заметил, как перевоплотился в карикатурного Смердякова из романа Достоевского, повторив в точности жалкие мыслишки этого убогого персонажа о том, что «глупой нации» нужно было сдаться «умной нации» французов в 1812 году. А слова Ерофеева, ставшие заголовком к его шедевру на slon.ru, «Как тут жить дальше?» — полностью отвечают настроению Смердякова: «Я всю Россию ненавижу».
Точно такой же настрой и у другого «властителя дум» (либеральных) — писателя Бориса Акунина: «С путинской же Россией у меня нет точек соприкосновения, мне чуждо в ней всё». Вот в ельцинско-гайдаровской России его как раз всё устраивало, так что делайте выводы.
Есть и еще одна категория, недовольная поведением России. Это потребители. Просто потребители — больше у них все равно ничего нет за душой, поэтому считайте это их идеологией, а можно даже верой. Этим все равно, кому сдаться (хотя и так ясно, кому), лишь бы их не лишили любимых вещей, еды и европейских туров, только в этом для них свобода. А смотреть снизу вверх на «цивилизованных» американцев, даже если те сидят, привычно положив ноги на стол, это их нисколечко не напрягает — это скорее даже привилегия. Вот стали бы они переживать, если бы в Севастополе расположилась американская военно-морская база! А вот те, кто считает это национальным унижением, для них — больные люди. Да, они больны — у них душа болит за Россию, а у этих, здоровых, только пузо недовольно урчит от подозрений, что его лишат западных благ.
И кстати, лишат. Если Россию сломают, ее обязательно развалят на части, чтобы больше не было даже возможности бунтовать против гегемона. Чтобы понять прелести распада страны, достаточно взглянуть на Украину — там и без Новороссии хватает экономического «процветания»! И осколки России обязательно вернут к идеалам 90-х, когда казна ничего не получала от вывоза сырья. В общем, пораженцы, надеющиеся выгодно сдаться Западу, хлебнули бы сполна. Многие бы забыли, как хамон вообще выглядит, а средний класс в таком случае обязательно скукожится до очень малых размеров. Но представить себе такое западники не в состоянии, это выше их разумения. Так же, как на Майдане не понимают, почему борьба за «европейские ценности» загоняет их все дальше в прозябание. А раз не понимают, виноваты «клятые москали» и Путин в особенности.
Впрочем, я что-то много внимания уделил маргинальной в масштабе страны оппозиции. Есть ведь еще и патриотическая. Судя по крикливости, она уже превзошла «болотную» и вот-вот свергнет «кремлевского тирана», «сливающего Западу Новороссию». Однако, судя по рейтингам Путина, шумливость все-таки не заменяет число. Но патриоты, не верящие Путину, клянут его как раз за то, чего он не делает по мнению либералов и потребителей. И кто-то из них явно ошибается. Вопрос, кто?
А попробуем по приметам.
Вот взволнованный Александр Проханов говорит в интервью РСН:
«Патриотическое сообщество очень взвинчено. Если состоится не дай Бог («слив» ДНР и ЛНР. — А.Д.), я не верю в это, потому что в той же церкви два дня назад Путин ставил свечу и сказал, что ставит во славу Новороссии».
И вот еще интересное наблюдение — «Путин сделал выбор»:
«Мы знаем Путина. Мы знаем, что он борец. Все знают. Мы знаем, что он человек хоть и прагматичный, но достаточно эмоциональный… Видео со свечкой в память о погибших защитниках Новороссии не случайно. Это послание. В этом видео Президент Российской Федерации произнёс слово Новороссия. И… он смотрел нам всем в глаза. И у него дрогнул от волнения голос. Это слышно. Почеловечески так дрогнул. Как у всех в моменты глубокой скорби и боли. Сомневаюсь, что он это репетировал» (gawrusha).
Нам еще долго не даст покоя знаменитая путинская слеза, но свой выбор он сделал гораздо раньше, чем тогда со свечой. Потому что у России нет другого пути, если мы русские…