Недавняя информация о начале строительства новой железнодорожной ветки из Ростова в Крым через территорию воссоединившихся с Россией регионов вызвала неожиданный интерес наших читателей. Выходит, геоэкономика и связанные с ней логистические проблемы не так уж безразличны нашим людям. Оттого сегодня мы и решили поговорить на тему логистики. Насколько предлагаемые логистические схемы адекватны задачам экономического развития на обновленном пространстве Юга России?
Фото/Видео: Владимир Апарин
Наш собеседник – Станислав МОЖИН, заместитель начальника управления инвестиций и инноваций Торгово-промышленной палаты Ростовской области.
– Начнем с того, что так заинтересовало наших читателей. С планов строительства полностью сухопутного пути из Ростова в Крым через территории ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Чем вызвано строительство такой железнодорожной ветки? Ведь уже имеется и стал частью нашей обновленной логистики путь на полуостров через Крымский мост...
– Это так. Но когда строился Крымский мост, проблема транспортных связей с Херсонской и Запорожской областями еще не была актуальной. На то время ставилась задача обеспечить прямое сообщение с полуостровом. И задача эта была решена в кратчайшие сроки. Но сегодня с Россией воссоединились две южные территории Новороссии, освобождены практически полностью республики Донбасса. А это все требует создания новых, более совершенных и разнообразных транспортных схем, которые бы работали на хозяйственное объединение всех новых территорий.
К тому же не будем сбрасывать со счетов и фактор безопасности. По меньшей мере, пока идет СВО, поддержание на Крымском мосту безопасности на должном уровне требует особых мероприятий. А это связано с задержками в пути. Что неизбежно усложняет и удорожает перевозки.
Так что во всех смыслах строительство новой более короткой железной дороги, напрямую связывающей все крупные города новых регионов с Ростовом и другими центрами Юга России, является оптимальным решением транспортной задачи, которую поставила сложившаяся ситуация. И пролегать эта дорога должна как раз по берегу Азовского моря, параллельно идущей там автотрассе.
– Вполне логичное решение. Насколько оно выгодно непосредственно для донской экономики?
– В любом случае создание новых логистических маршрутов дает экономический эффект и сказывается на развитии предприятий региона. Безусловно, объединение сегодняшней железнодорожной инфраструктуры СКЖД и железных дорог Новороссии само по себе расширит логистические возможности. В том числе и для донских предприятий.
– А у наших предприятий уже есть что предложить соседям? И что соседи способны уже сегодня предложить нам?
– Будем помнить, что Донбасс, Запорожская область – это крупные сырьевые и промышленные территории. Там имеется множество крупных предприятий самых разных отраслей. Да, сейчас многие из них разрушены. Но придет день, когда все они будут восстановлены. И тогда угледобыча, химическая промышленность, другие не менее важные отрасли укрепятся за счет возрожденной промышленности Донбасса и Новороссии. Нет сомнения, что продукция тамошних предприятий окажется востребованной на Дону.
Из многочисленных мариупольских предприятий порт заработал одним из первых. Что лишний раз доказывает его роль в новых логистических схемах.
В свою очередь наши предприятия уже сегодня способны предложить соседям многое для восстановления их хозяйственного комплекса. И здесь образующаяся на наших глазах логистическая цепочка сможет сыграть важную роль. И уже играет – благодаря восстанавливаемым мощностям мариупольского порта. Через него к нам поступает металлопрокат. От нас в Новороссию идет зерно…
– Думается, вновь образуемая цепочка важна прежде всего для Новороссии…
– Пожалуй, это так. Для Крыма, куда проложено уже несколько достаточно эффективных транспортных маршрутов, еще одна дорога не будет иметь определяющего хозяйственного значения. Но это не значит, что по железнодорожной ветке вдоль азовского побережья не будут идти грузы на полуостров. Какая-то часть крымского грузопотока обязательно перераспределится с учетом оптимальной логистики.
– Но способна ли донская экономика выдержать нагрузку, которая с ростом поставок в новые регионы непременно возрастет?
– Донские предприятия нацелены на деловое сотрудничество с новыми территориями. Ряд их уже какое-то время взаимодействует в рамках кооперационных связей. Другие пока ведут разовые поставки своей продукции. Но и для одних, и для других крепнущее деловое партнерство – это прежде всего новые рынки сбыта. Выхода на них всегда добивается любой бизнес.
– А как новые логистические связи скажутся на возрождении того, что раньше называлось еврорегионом «Донбасс», потом макрорегионом, а сейчас предпочитают называть просто содружеством «Донбасс»? Имеется в виду мощный конгломерат территорий – экономический, культурный, финансовый…
– Хотя вопрос создания такого объединения и поднят, но, думается, пока это дело будущего. Тем не менее, можно быть уверенным, что более совершенная логистика – а она обязательно станет такой с появлением новых путей – будет только способствовать успешному взаимодействию Ростовской области и новых регионов России. В любом случае хозяйственные связи между донскими предприятиями и их соседями в Донбассе и Новороссии неизбежно будут крепнуть. Этот процесс наблюдается уже сейчас, когда целый ряд донских производств начинают открывать филиалы в том же Донбассе.
Такие интеграционные процессы, в свою очередь, обязательно потребуют дальнейшего совершенствования логистических схем. В том и состоит логика экономического развития. А значит, и связанная с экономикой логика логистики.
Видео Владимира Апарина