В школе № 65 Ростова-на-Дону с марта запустили акцию «Zаплети-Zaщити»: десятки человек от младшеклассников до их бабушек плетут в школьном спортзале маскировочные сети. Метраж квадратных метров пёстрого полотна, которое передали в зону СВО участники этой акции, уже давно перевалил за сотню.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Несмотря на каникулы, в спортивном зале ростовской школы № 65 полно учеников — ребята пришли плести. Процесс непростой, но алгоритм работы уже отточен: полотно длиною в 6 метров, под которым от вражеских коптеров участники СВО смогут укрыть военную технику, здесь делают за пару дней. Работают ежедневно: ребята, их родители и учителя стараются для своих.
— Наша школа активно включилась в помощь участникам СВО с первых же дней. Мы собирали гуманитарную помощь и деньги, дети писали письма бойцам со словами поддержки. Но со временем возникла потребность делать что-то еще, — рассказала директор школы № 65 Марина Бут. — Идея с плетением масксетей возникла после просмотра видеоролика о такой работе — ее поддержали.
Работает школьная мастерская по изготовлению маскировочных сетей с марта — за это время в рамках школьной патриотической акции «Zаплети-Zaщити» нашим бойцам передали уже 26 свертков. Очередную сеть, 27-ю, завершили уже при нас. И тут же натянули на стойки следующую основу.
Процессом руководит один из главных координаторов «цеха» — учитель русского языка и литературы Ольга Бычко: она одна из первых подхватила идею плести для фронта маскировочные сети и первая же научилась это делать.
— Занимаюсь этим всё свое свободное время, — признается Ольга Петровна. — Это помогает не переживать за парней, которые сейчас воюют. Нет, среди родных мобилизованных нет. Но это же наши, родные мальчики — бывшие ученики! Семья меня в этом поддерживает.
Рядом на ленты начали распускать ткань: рулон ткани камуфляжной расцветки, закрепленный на импровизированном станке, протянули до конца школьного спортзала. Станок сделан из основы старой кровати, на которой смонтировано крепление для рулона и доска с лезвиями от канцелярских ножей — ткань разрезается на ровные полосы. Теперь эти многометровые ленты нужно нарезать на куски, смешать с такими же отрезками других цветов и приступить к созданию пестрого полотна, которое сверху ни цифровой объектив, ни глаз оператора БПЛА не отличит от участка леса или степи.
Всё оборудование для плетения сетей — раскройный стол, стойки и стеллажи — сделал по видеоподсказкам Станислав Урюжников, в шутку представляющийся «серийным папой». Сюда, в школу № 65, одним за другим он привел своих детей. А теперь их интересы и других школьников он отстаивает в Советах отцов школы Ворошиловского района и в общегородском ростовском.
— Когда директор школы обратилась за помощью организовать такой процесс, сразу же нашлись люди, которые сориентировали по всем тонкостям, — вспоминает он. — Это замечательная идея: опыт помощи участникам СВО у нас уже имелся — за новое дело также взялись сообща.
«Сообща» — это вообще знаковое слово для этой работы. Самому процессу Ольгу Петровну и Станислава Валерьевича научили казаки из ростовской «Станицы Александровской», которые сразу в нескольких точках на востоке Ростова-на-Дону и в Аксайском районе развернули мастерские по плетению маскировочных сетей. Они же подсказали, каким образом проще всего организовать процесс и как выбирать «сырье».
Основы для сетей закупаются на средства, собранные родителями школы и ростовчанами, живущими в округе. Кстати, с самой сетью — каркасом для будущей маскировки — и в этой мастерской, и в целом по Ростову сейчас заметный дефицит. Подойдет для этого дела не каждая: рыболовная — слишком тонкая, предназначенная для спортивных площадок — толстая. Вручную нужные объемы не сплести, а производства очевидно не справляются. С такой проблемой столкнулись многие, кто занимается плетением маскировочных сетей — и были бы благодарны за подсказку, где брать в нужном количестве.
Не всегда есть в нужных объемах ткань для ленточек, которые вплетаются в сети, но этот вопрос — решаемый. Нередко удается получить за копейки на производстве: при нас распаковывали рулоны от шахтинского «БТК Текстиль», который менеджеры по продажам отдали на нужды школы и СВО за мизерную цену. Кстати, по этой причине иногда здесь случаются и «побочные работы»: например, недавно вместе с обрезками в школу передали и рулон флиса — теперь еще и подушки для госпиталей на Донбассе сошьют. А может, передадут дальше знакомым из других волонтерских групп — в такой гуманитарной работе на взаимопомощи завязаны все без исключения процессы.
— Часто отдают рулоны с некондицией за символическую плату, а в довесок еще нагружают мешки с обрезками — и бесплатно привозят. Остатки тканей после пошива военной формы привозят из исправительных учреждений со всей Ростовской области: когда пару пакетов, а когда и полный багажник автомобиля, — перечисляет Станислав Валерьевич. — Помогают казаки, православное сообщество из ближайших храмов и просто жители соседних домов — ресурсами и рабочими руками.
Помощники в школьный цех появляются подчас неожиданно: это может быть и заинтересовавшаяся процессом бабушка, пришедшая за внуком-школьником, и заглянувший поинтересоваться парень, узнавший об акции «Zаплети-Zaщити» в телеграм-канале. С недавних пор присоединились педагоги спортивной школы № 9 – уже набирают ленты в нарезку, скоро подтянутся и их воспитанники. Больше всего в школьном спортзале собирается народу по вечерам — люди приходят после работы, задерживаются допоздна.
Но главные помощники в процессе —это, разумеется, школьники. Изначально планировалось, что плетением маскировочных сетей будут заниматься учителя: первопроходцами были несколько педагогов и школьный библиотекарь Татьяна Трухина. Потом в мастерскую все чаще начали забегать школьники — многих этот медитативный процесс заинтересовал настолько, что они без сожаления тратили на него все перемены.
Причем, как отмечают не без удивления их учителя, экспертами непростого процесса создания маскировочных сетей подчас становятся не старшеклассники, а ребята 5-6-х классов. Например, только закончившая шестой класс Надежда Олейникова. Девочка знает практически все техники и нюансы плетения маскировочных сетей — и с легкостью делится знаниями.
— После того, как сеть порезана по нужным размерам, надо укрепить ее по краю: шнур вручную пришивается челноком, делаем петли для крепления. И начинаем делать сначала гирлянды, потом обвязки…, — движения у Нади отточенные, она безошибочно выбирает, какие именно нужны завязки, где стоит их крепить. — Процесс не простой, но очень творческий.
Кстати, именно творческий подход детей к такой работе обеспечивает высокое защитное качество получившейся маскировочной сети. Как оказалось, когда взрослые приступают к этому занятию, делают красивые ровные ряды — такой симметрии в природе не бывает. А вот ребята хаотично чередуют и экспериментируют — получается как раз нужная пестрота, которая особенно эффективно маскирует.
В этой мастерской с самого начала приняли решение передавать свои работы адресно, лично в руки или через знакомых волонтеров: сейчас в зоне СВО находятся бывшие ученики и родители некоторых из сегодняшних школьников. «Мобилизованные, БАРСы… Можно сказать, что наши сети сейчас есть почти на всех направлениях фронта», – с гордостью говорят участники акции «Zаплети-Zaщити».
— Сначала не было особо понятно, насколько это важно, — признается директор школы. — Осознание пришло уже после того, как мы начали получать обратную связь — благодарственные сообщения от наших ребят, которые говорят: наши сети спасают им жизнь. Каждое такое сообщение мы бережно храним.
Сообщений от мальчиков с передовой уже действительно много. По мере возможности, присылают видео с демонстрацией использования сетей и корректируют процесс изготовления. Например, боец с позывным Тигр, получивший школьную сетку от Тюленя, сообщает: «Сетки хватает прикрыть машину до бабушки (на видео — пикап с открытым кузовом, а изображение знаменитой «бабушки с флагом» наклеено на стекло передней двери — Л.М.). А у нас еще БэТэР ненакрытый стоит, вот он какой».
По такому видео в школе уже могут прикинуть нужные размеры и тут же принимаются за поступившую заявку. Когда она будет отработана, в телеграм-чат этой мастерской поступит следующее видео: радостный и родной (особенно для учителей, бывший же ученик!) голос за кадром продемонстрирует полученное — и передаст благодарность от всех ребят на передовой.
В ростовской школе № 65 готовы поделиться своим опытом со всеми, кто захочет организовать подобную мастерскую по плетению маскировочных сетей у себя в школе или других учреждениях: рассказать, как начинать и с чего именно, могут и директор Марина Бут, и координаторы акции из числа педагогов и родителей.
Больше фотографий в нашем телеграм-канале https://t.me/nvgazetaru