Если вы сейчас читаете эти строки, я вас поздравляю: вы — Человек Сознательный. И дело здесь не в том, что именно мои, Евгении Лебедевой, опусы столь хороши. И не в том, что газета «Наше время» — столь прекрасна, хотя она, безусловно, является одним из самых качественных общественно-политических изданий нашей области. Все дело в том, что вы читаете! И не просто какое-либо художественное произведение, а именно газету.
Впрочем, давайте не будем обманываться. Чтение сейчас вообще редкость. И если у поколения 50 летних еще осталась потребность в чтении, у 30 и 40 летних не до конца атрофировалась привычка, воспитанная в детстве, прошедшем в самой читающей стране в мире, то нынешняя молодежь не читает вовсе. И это катастрофа. Причем катастрофа таких масштабов, что о ней заговорил даже Владимир Путин еще в бытность кандидатом в президенты.
В одной из своих программных статей Владимир Владимирович предложил сформировать методом опроса культурных авторитетов нашей страны список из ста книг, которые каждый выпускник российской школы должен будет не вызубрить в рамках программы, а прочитать самостоятельно. «И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», предлагал премьер.
Конечно, в ответ на идею Владимира Путина тут же поднялся вой: кто и по какому праву будет составлять такой список? На каком основании включать в него произведения? Почему именно сто книг? Некоторые вообще объявили эту идею априори абсурдной.
Между тем подобные списки существуют во множестве и довольно давно. По версии «Daily Telegraph», есть 100 книг, которые «каждый уважающий себя джентельмен/леди должен прочесть, дабы прослыть человеком образованным и способным вести светскую беседу с королевой». А вот в книжном рейтинге ВВС 200 произведений. Есть и список книг, которые необходимо прочитать до 27 лет. Он содержит 27 назидательно воспитательных произведений. А вот в списке, который составил Иосиф Бродский в пору своего преподавания в Маунт Холиоке для одной особо бестолковой группы студентов, содержится 78 пунктов.
Несостоятельной идею с введением обязательного списка книг для внеклассного чтения считает и Екатерина Сергеевна Жак, старший преподаватель кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ:
Чуть более года назад я участвовала в качестве эксперта в передаче на ростовском телевидении, как раз посвященной проблеме нечитающей молодежи. С тех пор мое мнение не изменилось. К сожалению, основано оно не на досужих домыслах, а на практике ежегодного общения все с новыми группами студентов. Наша молодежь не читает. И заставлять читать из под палки, хотя бы для того, чтобы сдать выпускные экзамены и получить аттестат это не метод. Ведь основная проблема в том, что наши дети не понимают прочитанного. Они не настроены на глубинный анализ произведения, на его осмысление. Литература учит нас рассуждать, думать. Аудио или электронные книги положения не спасают. Вместо того чтобы популяризировать и облегчать процесс чтения, раз уж у нынешней молодежи аллергия на увесистые тома в руках, эти технические новинки создают эффект фоновости и поверхностности произведений. Следовательно, теряется одна из главных функций художественной литературы воспитательная. Остаются только информационная и развлекательная. Но и информацию, и развлечение сегодня можно найти другими способами, затрачивая гораздо меньше усилий. Мы неуклонно движемся к тому, что читающими в нашей стране останутся 1 2% населения. И я считаю, что их и надо учить.
Но это о книгах, а мы начинали наш разговор все таки с газет. Быть может, именно они и есть панацея от деградации общества, раз уж у людей уже не достает сил удержать в руках том «Войны и мира»?
Две недели я тщательно подглядывала за ростовчанами. Читают ли они газеты? За все это время в руках у людей периодические издания я увидела всего пять раз. Три раза это были экземпляры бесплатно раздаваемой «Комсомолки». Таким образом убивали время поездки в общественном транспорте люди более старшего поколения, у которых нет ни плееров, ни многофункциональных телефонов, ни электронных книг. И еще двое мужчин с упоением перелистывали «Спорт экспресс».
Выходит, правы те, кто, называя газеты архаизмом, предрекает им гибель? Люди действительно скоро и вовсе перестанут их читать.
Не перестанут. Я не говорю, что читать газеты будут все поголовно, но определенный процент людей будет это делать, уверена Любовь Васильевна Шибаева, доцент кафедры теории журналистики факультета филологии и журналистики ЮФУ. Любовь Васильевна научила уже многие поколения не только создавать газеты, но и читать их. Она уверена, что именно чтение газет делает из обычного человека Человека Сознательного:
Газетам предрекают смерть вот уже более 60 лет с начала «эры телевидения». Но сегодня у нас уже «эра Интернета», а газеты все еще выходят. И я уверена, будут выходить и дальше. Произошло перераспределение функций.
В конце XIX века для большинства грамотных людей именно газеты были основным источником информации. Сегодня ни одно периодическое издание не сможет угнаться за Интернетом в оперативности подачи новостей, это бесспорно. Таким образом, информационная функция отошла на задний план.
Развлекательная осталась, ведь мы по прежнему можем видеть на страницах газет и кроссворды, и анекдоты, и какие то занимательные истории, да и малые полулитературные формы короткие беллетристические рассказы, например. Но в этом периодические издания не могут соревноваться ни с нынешней индустрией развлечений, ни с тем же Интернетом. Тогда что же остается на долю газет?
Замечательно сказал один немецкий купец в XVIII веке: «Если хочешь знать все городские новости, пойди, потолкайся на базарной площади, а если хочешь быть гражданином своего города, выписывай городскую газету». Именно это и есть основная функция газеты, которую еще не скоро смогут у нее отнять, коммуникационная. Газета делает из человека гражданина своего города, своей страны. Не просто человека, живущего в этой стране, в этом городе, на этой улице, но гражданина. Субъект, не ограничивающийся площадью своей квартиры, а участвующий в жизни всего общества, причастный к ней, считает Любовь Васильевна.
В этом отношении была блестяще выстроена система советской периодики. «Пионерская правда» «Комсомольская правда» заводская многотиражка. Я не отрицаю идеологическую составляющую советской прессы, но помимо этого газеты формировали из человека гражданина своей страны с самого юного возраста. Периодика приучала интересоваться жизнью своего общества, своего коллектива. Нельзя сказать, что в СССР все поголовно запоем читали газеты, но они были повсеместно. В каждую семью почтальон регулярно приносил две три газеты. Это воспринималось как должное. Но когда развалился Советский союз, рассыпалась и эта система. Люди практически перестали быть гражданами своей страны. Каждый сам себе выживает, как хочет. Спасается в одиночку. Каждый сам себе лучше всех. Огромное большинство людей оказались выброшены из общественной жизни.
Посмотрите, кто сегодня читает газеты? Было такое старое советское слово «сознательный». Именно сознательные люди и читают газеты. Они либо чем то управляют школой, отделом, фирмой по должности и осознают последствия своих поступков. Либо, как минимум, хотят управлять своей жизнью, принимать осознанные самостоятельные решения.
Но просто читать материалы на полосах газеты недостаточно. Газеты нужно уметь правильно читать. Иначе они превращаются в винегрет из всякой всячины. Самое ценное, что есть у газеты и пока что нет нигде более, это внутренняя связь между, казалось бы, разрозненными фактами, общность тем, социальные связи самых разных событий. Блестящая публицистика, разноплановые экспертные мнения все это, безусловно, есть в Интернете. Но нужно уметь это найти на просторах всемирной паутины.
В непрерывном потоке информации резко возрастает значение навигации умение ориентироваться в этом море, отбирать качественное и нужное, отсеивая все остальное. В Интернете пока еще внутренние связи не выстроены, а газеты предлагают их в готовом виде. Но даже в электронной версии того же печатного издания эти взаимосвязи уже нарушаются, и мы вновь получаем винегрет. Так что бумажные газеты не прекратят свое существование в ближайшее время. Быть может, когда у нас будут такие технологические устройства, например тонкие, гнущиеся планшеты, которые позволят нам видеть общий, полосный вид газеты, закончится эра бумаги и типографий. Но ни в коем случае не газет.
Со временем у человека, читающего газеты, вырабатывается навык не только видеть и узнавать такие связи, но и самому их простраивать. «Сопрягать далековатые идеи», что, по М. Ломоносову, есть признак человека умного. Таким образом, при помощи газет мы получаем уже совершенно другой склад мышления у индивидуума. Получаем человека, не просто думающего, но и анализирующего. А такому человеку гораздо труднее что либо внушить или управлять им. Он способен принимать самостоятельные, взвешенные решения, которые принесут пользу именно ему, а не какому то важному дядечке. Но нужны ли такие люди нашей стране?
Для меня ответ очевиден. Назовите мне хоть одну молодежную газету. Как могло случиться, что такая огромная покупательски активная аудитория, как молодежь многомиллионной России, оказалась не нужна ни одному игроку на рынке периодических изданий? Потому что нет у власти надобности в думающей и самостоятельной молодежи.
Но есть один радостный для меня факт. Интерес к периодическим изданиям, причем за неимением молодежной прессы, к взрослым, серьезным изданиям начал формироваться у современной молодежи самостоятельно. Ребята пытаются анализировать существующие газеты, создавать свои школьные или лицейские. Растет количество журналистских кружков и школ юнкоров. Лично мне эта тенденция внушает надежду. Нашей стране очень нужны думающие люди, говорит Любовь Васильевна.
А лично я, Евгения Лебедева, еще раз хочу поздравить вас с тем, что вы Человек Сознательный. И попросить: отнесите эту газету своему ребенку. Пусть он тоже будет сознательным и думающим. Нашей стране такие нужны.