Дата публикации:
11 июн 2022 г.
На выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов» в Новой Третьяковке – работа нашего земляка Валерия Кошлякова
1416
От «Фрины» к Русскому музею
Это неожиданное соседство. Во времена Семирадского его бы, пожалуй, назвали скандальным. Рядом с полотнами мастера академизма европейского масштаба и художников его круга, для которых превыше всего – строгое следование канонам красоты, – творения нескольких наших современников (не только Кошлякова), которые легко этими канонами пренебрегают.Впрочем, по мнению многих, именно такой контраст и придает выставке своеобразие. А вечный вопрос: «Что есть красота?» звучит еще острее.
Имя Генриха Семирадского и при его жизни было связано со спорами о красоте – настоящей и придуманной, переходящей в красивость.
В советские годы на музейных экскурсиях можно было услышать, что Семирадский – это живописец-виртуоз, потакавший вкусам великосветских салонов.
Это несправедливо. Для Семирадского написание картин было священнодействием. Оглядывался он исключительно на лучших античных мастеров. Считал, что их творения построены на гармонии божественной. Ею и следует наполнять мир.
Генриха Семирадского называют русско-польским художником. Это не про особенности творчества, лишь про вехи биографии. Родился на Харьковщине в семье драгунского офицера (поляка), который дослужился до генеральского чина, был пожалован потомственным дворянством. Окончил Харьковский университет, потом – Императорскую академию художеств.
Был Семирадский католик, но это не помешало ему активно участвовать в росписи стен храма Христа Спасителя.
Лучше всего Генриху Ипполитовичу работалось в Италии. Он провел там много счастливых лет, а дни свои окончил на исторической родине. Впрочем, своей родиной духа Семирадский определенно назвал бы античность. Изображал ее на холстах, населяя людьми, похожими на прекрасные ожившие статуи.
Национальным художником Семирадского не называли ни в России, ни в Польше. Но вот ирония судьбы! Однажды российский император Александр III так впечатлился новым монументальным холстом Семирадского на античный сюжет (это была «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»), что пришел к очень важной для российской культуры мысли. О том, что надо бы создать музей национального искусства.
Такова предыстория Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
От «туалетной выставки» до Лувра и Третьяковки
Архитектурные композиции Валерия Кошлякова наводят на философские Таганрог раздумья.
Валерий Кошляков родом из Сальска. Его знакомство с лучшими образцами изобразительного искусства началось, как у многих советских людей, с журнала «Огонек». Он регулярно печатал репродукции полотен выдающихся мастеров. В доме Кошляковых их вырезали для украшения стен. Эти журнальные копии Валерий разглядывал в детстве часами.
Сюжетов Семирадского, скорее всего, среди них не было. Из дореволюционных художников в советские годы популяризировали главным образом передвижников. Творчество Семирадского – полная противоположность. Не только советские идеологи, но и основатель знаменитой галереи Павел Третьяков Генриха Ипполитовича не жаловал и, в отличие от Александра III, ни одного его полотна не приобрел. В коллекции Третьяковской галереи они появились уже годы спустя.
…Валерий Кошляков окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова, работал художником в Ростовском театре музкомедии – предшественнике Ростовского музыкального. В начале 1990-х переехал в Москву.
Нет, наверное, статьи о Кошлякове, в которой не сообщалось бы, что художник, работы которого выставляются в Лувре и Третьяковке, находятся сегодня в известнейших музейных коллекциях, начинал с выставки в общественном туалете!
Это о той, которую в перестройку организовало теперь уже легендарное товарищество «Искусство или смерть». Она вошла в историю донской столицы, которую создают в Сети сами ростовчане.
Правда, Кошляков охлаждает пыл своих интервьюеров, объясняя, что это был просторный и чистый кооперативный туалет. Помещение – не хуже многих, в которых устраивали в те годы свои выставки альтернативные художники.
На выставке Семирадского – работа Кошлякова, которую называют архитектурной фантазией. Статуи античных богов, символы недавнего времени – все это зыбко, как сновидение, как взгляд сквозь толщу тысячелетий… Как немой вопрос, которым не хочется и задаваться: насколько вечно «вечное искусство»?
Приходите осенью!
Приглашение поучаствовать в этой выставке могла бы получить и другая наша «землячка», если бы ее дом был поближе к Москве. Но живет она в Таганрогском художественном музее. Это картина Генриха Семирадского «Утром на рынок».
К сожалению, бюджет выставки в Новой Третьяковке не позволил обеспечить ее доставку в Первопрестольную. Перевозка музейных ценностей – дело дорогостоящее.
При этом «таганроженка» на выставке точно не была бы обделена вниманием. Экспонат с судьбой, с историей, – сегодня это особенно в цене.
История холста «Утром на рынок» – настоящий детектив. Некоторые его тайны по сей день не раскрыты.
В середине 1990-х картина пострадала из-за прорыва в музее системы отопления. Ее отправили в Ростов на реставрацию. Реставратор умер.
Когда спохватились, а где же картина Семирадского, в мастерской реставратора холста из Таганрога не оказалось.
Пропавшую картину объявили в розыск. На ее след вывели московские антиквары. Она находилась у крупного частного коллекционера. Он сразу отдал ее полиции. Сказал, что криминальная история этой картины – большая для него неожиданность.
Неожиданность ждала и экспертов, которым картину показали. Поначалу они усомнились: а Семирадский ли это? Не меньше десяти отличий в деталях с тем музейным холстом, который был запечатлен на снимках.
Тщательнейшее исследование в Научно-реставрационном центре им. И. Грабаря подтвердило, что это – та самая картина из таганрогского музея. А детали изменены либо нарочно, чтобы затруднить идентификацию, либо в результате неумелой реставрации.
Восстанавливали картину несколько лет. В Таганрог она вернулась только в конце 2012 года.
На этой картине нет божественно прекрасных эллинов или римлян. Она интересна пейзажем. Кстати, некоторые ценители живописи еще во времена Семирадского считали, что он был рожден, чтобы стать великим пейзажистом…
Картина «Утром на рынок» находится в постоянной экспозиции Таганрогского художественного музея. Сейчас все его пространство отдано выставкам в честь 350-летия Петра Великого, но к осени картины постоянной экспозиции вновь вернутся на свои места.