Дата публикации:
16 ноя 2020 г.
Межрегиональная Вахта Памяти «Еланский плацдарм» в северных районах Ростовской области завершилась неожиданным результатом: в ходе одной лишь экспедиции были найдены обломки трех самолетов. Два из них — советские, а один — итальянский.
2239
Марка «ястреба Муссолини», обломки которого нашли в Боковском районе, уже установлена. Это истребитель Macchi-200.
Летом сорок второго на тацинском аэродроме базировалась целая группировка таких самолетов. Не исключено, что Macchi-200, найденный на боковской земле, был из ее состава. Итальянские истребители в те дни прикрывали немецких пикирующих бомбардировщиков. И несли существенные потери. Летали они также на прикрытие «юнкерсов», эвакуирующих раненых. Последним боевым действием Macchi-200 на донской территории была атака советских войск под Миллерово в январе сорок третьего. Вскоре итальянским летчикам пришлось в буквальном смысле драпать на родину. Эвакуация была столь срочной, что на аэродроме в Сталино (ныне - это город Донецк) они «забыли» полтора десятка самолетов. Те, правда, были в нелетном состоянии, но если бы не спешка с эвакуацией, их ни за чтобы не бросили.
В Шолоховском районе уже на исходе Вахты Памяти «Еланский плацдарм» поисковики обнаружили обломки тяжелого советского бомбардировщика, в Боковском - фрагменты Ил-2.
- Марку бомбардировщика пока не определили, - сообщил «Нашему времени» командир вёшенского отряда «Патриот» Андрей ПОПОВ, который координировал работу поисковиков из разных отрядов. - А вот номер двигателя советского штурмовика Ил-2 уже установили.
Информацию о номере двигателя и месте находки передали в военный архив. Ждут теперь копии документов фронтовых лет, которые позволят установить обстоятельства гибели воздушной машины, а самое главное — судьбы летчиков.
Отметим, что на тех территориях, где ныне работали поисковики, дождей не было долгих четыре месяца. Земля превратилась в неприступную твердь.
- Из-за этого не удалось провести эксгумационные работы по целому ряду одиночных и братских захоронений, которые удалось найти в ходе самой Вахты Памяти и в предшествующих ей, - сокрушается Андрей Попов. - К тому же свой отпечаток на работу поисковиков наложили и новые санитарные условия. Из-за угрозы COVID-19 участникам вахты пришлось разделиться на группы и работать в закрепленных за ними местах.
Так, мордовские поисковики вместе с «крымчанами» работали в Шолоховском районе. Следопыты из Ханты-Мансийского автономного округа вели поисковые работы в Боковском районе. А их донские и московские коллеги отправились в Верхнедонской район.
Работали с утра и до позднего вечера. Часто - даже при свете фонариков.
- По необъяснимым причинам самое интересное земля отдавала именно в сумерках, - отмечает координатор «Еланского плацдарма». - Ребята даже шутили по этому поводу: раньше 15 часов и выезжать, мол, не надо, все равно результаты будут только к семи вечера.
Андрею Попову вторит его друг заместитель командира таганрогского поискового отряда «Миусская высота» Александр Бондаренко, несколько лет подряд приезжающий на Вахты Памяти в станицу Вёшенскую:
- У поисковиков есть поверье: не ты ищешь погибшего солдата, а он тебя ищет. И находит! Сколько раз такое было. Неделю назад проходили этот участок, никого и ничего не обнаружили. Сегодня решили вновь побывать в том же месте. В этот раз нашли останки. За несколько лет работы в экспедициях я поднял уже порядка сорока бойцов. И, представьте, ни одного с именным медальоном.
Поисковик из Таганрога Александр Бондаренко
Десятки погибших бойцов уже нашел на донской территории следопыт из Мордовии Юрий Парчайкин. С таганрожцем Александром Бондаренко он, кстати, познакомился несколько лет назад на Вахте Памяти в Неклиновском районе. И пригласил сразу же после нее в другую экспедицию - в Вёшенскую. С тех пор они ежегодно встречаются здесь в рамках межрегиональной вахты.
- Что движет нами, взрослыми мужиками? - переспрашивает Парчайкин. - Каждый своим путем приходит в поиск. На войне погиб мой дед. Мои бабушка и прабабушка всю жизнь его ждали. Обе - Насти. Одна Настя ждала своего сына, другая — своего мужа. Обе воспитали моего отца...
Юрий сказал, что уезжает домой с грустью и надеждой вернуться в новом году на донскую землю. Конкретно - в Шолоховский район. И вот почему.
Донские воды у Вешенской во время разливов за послевоенные годы нанесли большую толщу песка. Местами его слой достигает трех метров. Казалось, навсегда похоронены свидетельства кровавых событий, которые разыгрались в этом месте
12 июля 1942 года. На правом берегу перед переправой скопилось около 5 тысяч единиц техники - санитарные машины, бензовозы, грузовики с боеприпасами, много другой техники. У каждой машины был свой водитель, около некоторых - сопровождающие и старшие. Они не могли бросить машины и пешком перейти на противоположный берег. Уйти означало - покинуть боевой пост, а за это - расстрел! Около трех десятков вражеских самолетов разбомбили переправу и скопившийся транспорт... Погибших спешно захоронили в воронки, которые во множестве были рассыпаны между остовами сгоревших машин.
Так что работы поисковикам здесь хватит еще на годы. Как и на других участках в северо-восточных районах. Ростовской области, которые попали в зону Сталинградской битвы...
Летом сорок второго на тацинском аэродроме базировалась целая группировка таких самолетов. Не исключено, что Macchi-200, найденный на боковской земле, был из ее состава. Итальянские истребители в те дни прикрывали немецких пикирующих бомбардировщиков. И несли существенные потери. Летали они также на прикрытие «юнкерсов», эвакуирующих раненых. Последним боевым действием Macchi-200 на донской территории была атака советских войск под Миллерово в январе сорок третьего. Вскоре итальянским летчикам пришлось в буквальном смысле драпать на родину. Эвакуация была столь срочной, что на аэродроме в Сталино (ныне - это город Донецк) они «забыли» полтора десятка самолетов. Те, правда, были в нелетном состоянии, но если бы не спешка с эвакуацией, их ни за чтобы не бросили.
В Шолоховском районе уже на исходе Вахты Памяти «Еланский плацдарм» поисковики обнаружили обломки тяжелого советского бомбардировщика, в Боковском - фрагменты Ил-2.
- Марку бомбардировщика пока не определили, - сообщил «Нашему времени» командир вёшенского отряда «Патриот» Андрей ПОПОВ, который координировал работу поисковиков из разных отрядов. - А вот номер двигателя советского штурмовика Ил-2 уже установили.
Информацию о номере двигателя и месте находки передали в военный архив. Ждут теперь копии документов фронтовых лет, которые позволят установить обстоятельства гибели воздушной машины, а самое главное — судьбы летчиков.
Отметим, что на тех территориях, где ныне работали поисковики, дождей не было долгих четыре месяца. Земля превратилась в неприступную твердь.
- Из-за этого не удалось провести эксгумационные работы по целому ряду одиночных и братских захоронений, которые удалось найти в ходе самой Вахты Памяти и в предшествующих ей, - сокрушается Андрей Попов. - К тому же свой отпечаток на работу поисковиков наложили и новые санитарные условия. Из-за угрозы COVID-19 участникам вахты пришлось разделиться на группы и работать в закрепленных за ними местах.
Так, мордовские поисковики вместе с «крымчанами» работали в Шолоховском районе. Следопыты из Ханты-Мансийского автономного округа вели поисковые работы в Боковском районе. А их донские и московские коллеги отправились в Верхнедонской район.
Работали с утра и до позднего вечера. Часто - даже при свете фонариков.
- По необъяснимым причинам самое интересное земля отдавала именно в сумерках, - отмечает координатор «Еланского плацдарма». - Ребята даже шутили по этому поводу: раньше 15 часов и выезжать, мол, не надо, все равно результаты будут только к семи вечера.
Андрею Попову вторит его друг заместитель командира таганрогского поискового отряда «Миусская высота» Александр Бондаренко, несколько лет подряд приезжающий на Вахты Памяти в станицу Вёшенскую:
- У поисковиков есть поверье: не ты ищешь погибшего солдата, а он тебя ищет. И находит! Сколько раз такое было. Неделю назад проходили этот участок, никого и ничего не обнаружили. Сегодня решили вновь побывать в том же месте. В этот раз нашли останки. За несколько лет работы в экспедициях я поднял уже порядка сорока бойцов. И, представьте, ни одного с именным медальоном.
Поисковик из Таганрога Александр Бондаренко
Десятки погибших бойцов уже нашел на донской территории следопыт из Мордовии Юрий Парчайкин. С таганрожцем Александром Бондаренко он, кстати, познакомился несколько лет назад на Вахте Памяти в Неклиновском районе. И пригласил сразу же после нее в другую экспедицию - в Вёшенскую. С тех пор они ежегодно встречаются здесь в рамках межрегиональной вахты.
- Что движет нами, взрослыми мужиками? - переспрашивает Парчайкин. - Каждый своим путем приходит в поиск. На войне погиб мой дед. Мои бабушка и прабабушка всю жизнь его ждали. Обе - Насти. Одна Настя ждала своего сына, другая — своего мужа. Обе воспитали моего отца...
Юрий сказал, что уезжает домой с грустью и надеждой вернуться в новом году на донскую землю. Конкретно - в Шолоховский район. И вот почему.
Донские воды у Вешенской во время разливов за послевоенные годы нанесли большую толщу песка. Местами его слой достигает трех метров. Казалось, навсегда похоронены свидетельства кровавых событий, которые разыгрались в этом месте
12 июля 1942 года. На правом берегу перед переправой скопилось около 5 тысяч единиц техники - санитарные машины, бензовозы, грузовики с боеприпасами, много другой техники. У каждой машины был свой водитель, около некоторых - сопровождающие и старшие. Они не могли бросить машины и пешком перейти на противоположный берег. Уйти означало - покинуть боевой пост, а за это - расстрел! Около трех десятков вражеских самолетов разбомбили переправу и скопившийся транспорт... Погибших спешно захоронили в воронки, которые во множестве были рассыпаны между остовами сгоревших машин.
Так что работы поисковикам здесь хватит еще на годы. Как и на других участках в северо-восточных районах. Ростовской области, которые попали в зону Сталинградской битвы...