Когда еще говорить об извилистых путях нашего образования, как не 1 сентября, которое закреплено в российских святцах как День знаний? Сегодня за парты впервые в жизни садятся миллионы наших маленьких сограждан. Это их праздник. А еще 1 сентября, без преувеличения, дата второго рождения каждого из нас. В этот день делается шаг, решительно меняющий всю жизнь. Уже через два года нынешние малыши будут во многом другими. Учась, они станут Грамотными Людьми. А это совершенно иное состояние человека, совершенно иное отношение его к жизни, к себе, к окружающим. Состояние готовности совершать открытия.
Но куда же большая часть приобретенного в начальной школе интеллектуального багажа девается потом, когда вчерашний младшеклассник переходит в школу среднюю? А багаж немаленький. Сравнительные исследования качества образования в начальной и средней школе показали, что способность решать простые математические задачки – что-то вроде тех, что сегодня включены в базовые тесты ЕГЭ, у школьников третьего-четвертого классов заметно выше, чем у семиклассников.
Подтверждают этот феномен и международные рейтинги. В них российские детки неизменно держатся на лидирующих позициях. Уже некоторое время делят здесь первые-вторые места с ребятами из Гонконга. А вот российские старшеклассники демонстрируют в таких же рейтингах на порядок более скромные результаты, год от года теряя позиции. Сегодня они где-то в середине списка, даже ближе к его концу, занимая сороковые места из 70 стран-участниц.
Вы сами можете организовать подобный эксперимент: дать толковым третьеклассникам какой-нибудь не самый сложный выпускной тест. И убедитесь, что большинство малышей спокойно справляются с задачей. Это в то время, как их старшие товарищи-выпускники, сдавая ЕГЭ, стабильно показывают не слишком вдохновляющие результаты. Так, у нас на Дону при сдаче базового уровня по математике 517 человек из более чем 17 тысяч сдававших не сумели преодолеть минимальный порог. ЕГЭ по математике профильного уровня ниже порогового балла написали 2543 ученика. Порог по русскому языку не преодолели 178 выпускников. Не осилили обязательные учебные предметы (русский язык и математика) 104 сдававших ЕГЭ, в том числе 99 выпускников текущего года. В 2014 году таких неудачников было 58 человек, в том числе выпускников общеобразовательных школ – 53.
Налицо пусть и пологая, но неуклонно стремящаяся вниз кривая. И вывод, к которому она нас с вами подводит, увы, не нов. О том, что родимая средняя школа вместо того, чтобы повышать интеллектуальный уровень своих питомцев, влияет на него пагубно, говорят уже как минимум последние 15 лет. Очевидно, что как раз в пятых-шестых классах у большинства школьников начинает ускоренно теряться мотивация к учебе. Школа им становится неинтересна.
Такую печальную метаморфозу можно объяснить только одним. Введенный повсеместно ЕГЭ подрубил под корень сам смысл существования нашей средней школы как института образования и воспитания личности. Вместо этого получили затянутые на несколько лет – и каких драгоценных лет! – курсы по подготовке в вуз. Где важно только то, что непосредственно работает на получение вожделенного проходного балла. Понятно, что о формировании личности – а именно в этом цель любого образования – и речи вести не стоит. Даже о минимальном наборе необходимых знаний говорить не приходится. По предметам, не выбранным для ЕГЭ, ученик может вовсе не учиться, а учитель может его не учить. Что и происходит.
Да и по предметам, выбранным для ЕГЭ, школьника тоже теперь не учат. Его дрессируют, натаскивают на угадывание правильных ответов в тестах, И процесс этот идет непрерывно всю среднюю школу, начиная с первого дня учебы в пятом классе. Сначала натаскивают к сдаче Государственной итоговой аттестации (ГИА) – того же ЕГЭ, только для девятиклассников. А начиная с десятого класса, два года тренируют расставлять «галочки» уже в нужных местах бланка ЕГЭ.
Интересно, что при всех неистовых новациях последних десятилетий начальная школа в системе нашего образования до сих пор оставалась оазисом, где детей продолжали учить. Учить практически так, как учили давным-давно в ЦПШ – церковно-приходских школах проклятого прошлого. И учась читать, писать, считать, малыши каждый день открывали для себя новые миры. Вот потому к четвертому классу они умеют справляться с задачами, над которыми ломают свои отвыкшие мыслить головы выпускники. А теряют всякий вкус к наукам, а заодно и приобретенные в начальной школе навыки уже потом – в процессе нещадной дрессировки вместо реальной учебы.
Но, похоже, теперь и начальной школе не устоять под ветрами перемен. Уже в наступившем учебном году Минобраз полон решимости ввести для четвероклассников так называемые всероссийские проверочные испытания. Пусть не обманет вас маскировочный термин. Это тот же ЕГЭ – пусть не в фас, так в профиль. Его введение в четвертом классе означает, что теперь и малышей учить перестанут, заменив учебу натаскиванием. Министерство уже спустило в регионы соответствующий циркуляр: мол, детей к испытаниям надо тщательно готовить… Как этот процесс происходит, мы с вами уже проходили. Смело можно предсказать, что теперь наши дети будут терять интерес к учебе не к шестому, а уже ко второму классу.
Что дальше? А дальше – низкий аттестационный порог. Чтобы, значит, все смогли перешагнуть через него в среднюю школу – нам же в наследство от СССР досталось всеобщее среднее образование. По такому минимуму и станут натаскивать своих питомцев добрые наставники. Потом – столь же невысокий средний балл по ЕГЭ. Ведь массовый провал экзаменов – ЧП федерального масштаба. За это головы не сносить... А там и вузы вводят низкую планку для абитуриентов. Не будет плана приема – останутся без работы преподаватели…
Мы всю эту механику наблюдаем ежегодно. И в обществе уже ощущается приход дипломированных специалистов без должного базового образования. Так когда же инстинкт самосохранения подскажет нашим новаторам-реформаторам, что школа должна быть консервативной? Что это только в интересах страны и общества?
Ну, с Днем знаний!..