«Бессмертный полк» хотят переформатировать, а красную звездочку, этот символ нашей Великой Победы, заменить чем-то другим! Тревогой по этому поводу наполнены Интернет и народное «сарафанное» радио.
Поводом к тревоге стали появившиеся в Сети высказывания представителя Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Дмитрия Рощина о том, как реорганизовать «Бессмертный полк». Очевидно, в целях большей эффективности патриотического воспитания.
И в Сети, и в устных разговорах зазвучала горькая ирония: марш «Бессмертного полка» хотят преобразить во всенародный крестный ход.
Так ли это?
«Мы лезть туда не будем с крестным ходом», – цитируют батюшку многочисленные источники в Сети. «Туда» – то есть в шествие «Бессмертного полка». Но слухи о возможном переформатировании возникли все же не на пустом месте. Дмитрий Рощин ссылается на сопредседателя Общественного движения «Бессмертный полк» Николая Земцова, с которым обозначилось понимание по ряду пунктов. Но сами эти пункты небесспорны.
Главная идея Рощина: «Мы бесконечно не можем выезжать на победе в Великой Отечественной войне». Мол, новые нужны народу вдохновляющие подвиги и имена. Поэтому состав «Бессмертного полка» надо расширить. То есть сделать так, «чтобы там стали появляться портреты героев Первой мировой войны, русских героев Отечественной войны 1812 года и так далее. Чтобы это была некая ретроспектива русской героической истории. И тогда уже, потому что это будет более естественно, там будут появляться некие образы, связанные с этими войнами. Потому что не у всех людей советского времени четко сформулировано, что победа нашего народа в Великой Отечественной войне состоялась, в том числе, благодаря молитве».
Прочла я это, и вспомнились мне мои школьные годы, которые пришлись на советское время. Хотя еще много было фронтовиков и вообще людей, переживших ту войну, и память о ней в семьях была сильнее, в молодежной среде, бывало, звучали мысли о том, что слишком большое значение придаем мы этому празднику, и долго так продолжаться не может.
Но прошло с тех пор довольно много лет, и уже дети тех, кто это говорил, вышли на марш «Бессмертного полка». Желающих идти в его колоннах с каждым годом все больше.
Рощин предлагает включать в состав «Бессмертного полка» воинов, совершивших подвиги уже после 1945 года. Мысль вполне естественная, и такие случаи уже есть. И даже идея расширить состав «Бессмертного полка» героями далекого прошлого тоже по-своему интересна. Но тут как-то упускается из виду, что живем мы в многонациональной и многоконфессиональной стране.
За что я с детства люблю День Победы – это праздник воистину всеобщий и всенародный. Потому что победа в той войне, как в песне поется, одна на всех, и у каждого народа есть в этой войне свой герой.
О победах и героях других войн исторической ретроспективы так уже не скажешь. И чем дальше в глубь веков, тем общей радости меньше.
Кроме того, Дмитрий Рощин предлагает обеспечить возможность участникам марша «Бессмертного полка» оставлять где-то по ходу записки с именами воинов для их церковного поминовения.
Это и технически не так-то просто, если колонна большая и многолюдная, но, самое главное: разве только одни православные идут этим маршем?
Допустим, другие конфессии подхватят эту инициативу, и что же это будет? Здесь – православная урна, там – мусульманская, иудейская, буддистская? Зачем? Каждый знает дорогу в свой храм. А ко Дню Победы можно было бы приурочить сбор пожертвований в пользу ветеранов и инвалидов всех войн и военных конфликтов. И чтобы осуществляла его благотворительная организация, не связанная с определенной религией и вызывающая доверие у людей, независимо от того, какой они национальности и веры.