Дата публикации:
16 июн 2022 г.
Недавно в радиоэфире прозвучала идея в ближайшее время не только превратить Старое кладбище Таганрога в популярный и привлекательный туристический объект, но и включить его посещение в педагогическую практику. Каким образом? Сделать местом проведения отдельных уроков истории.
1609
Двойственное чувство вызывают у меня эти инициативы. То, что этот некрополь следует привести в порядок – спору нет. Но акцент на туристической привлекательности и популярности смущает.
Экскурсии по Старому кладбищу Таганрога, которое стало местом упокоения легендарных личностей и само окутано легендами, проводят давно. Наше издание рассказывало о таких еще лет ...надцать назад. Но пока это далеко не туристические потоки. И, по-моему, потоков там и не надо.
Сообщали мы и о местном вузовском преподавателе, которая привела в порядок несколько заброшенных старинных захоронений. Помню, когда у могилы юнкеров она рассказывала о трагедии, разыгравшейся зимой 1918 года в Таганроге, комок стоял в горле.
Но вот я представляю, как бы воспринимался этот рассказ, если бы вокруг ходили экскурсии, особенно школьные: одна, другая, третья… Шумные – дети всегда шумят. Если бы эти экскурсии обгоняли друг друга, как это нередко бывает в музейных залах, на популярных туристических объектах. Вряд ли и сам рассказ был бы такой проникновенный, и отклик на него мог бы оказаться другим – не таким прочувствованным.
Идея школьного урока истории в некрополе вызывает еще больше вопросов и сомнений. Давайте признаем: люди очень по-разному относятся к смерти, ее атрибутам. Рассажу о случае из своих студенческих лет.
Мое знакомство с поэзией Цветаевой произошло на первом курсе университета. В те годы сборники ее стихов были невероятной редкостью, а тут кто-то принес самодельный журнал со страницами, отпечатанными на машинке.
Я и мои сверстницы читали, обсуждали эти стихи и личность поэта, которая сквозь них просвечивала. Среди прочего, удивились ее смелости: знает вкус кладбищенской земляники! (Это в стихотворении «Прохожий» писала она о том, что «Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет»). Мы честно признались друг другу, что сорвать ягоду, растущую недалеко от могил, не отважились бы и просто не захотели из суеверного страха, а съесть ее – так и подавно.
Знаю множество семей, в которых дети, подростки и даже уже довольно взрослые молодые люди никогда не бывали на кладбищах, на могилах своих предков. Так старшее поколение оберегает младшее от негативных эмоций, которые может вызвать посещение этих мест.
Я бы назвала это недальновидной заботой и даже недальновидной семейной политикой, но речь о другом. О том, что для неподготовленной детской психики экскурсия в некрополь или урок среди захоронений могут обернуться большой психологической проблемой.
Ключевое слово – «неподготовленная». И это не та задача, которая решается быстро, универсально, одинаково для всех.
Экскурсии по Старому кладбищу Таганрога, которое стало местом упокоения легендарных личностей и само окутано легендами, проводят давно. Наше издание рассказывало о таких еще лет ...надцать назад. Но пока это далеко не туристические потоки. И, по-моему, потоков там и не надо.
Сообщали мы и о местном вузовском преподавателе, которая привела в порядок несколько заброшенных старинных захоронений. Помню, когда у могилы юнкеров она рассказывала о трагедии, разыгравшейся зимой 1918 года в Таганроге, комок стоял в горле.
Но вот я представляю, как бы воспринимался этот рассказ, если бы вокруг ходили экскурсии, особенно школьные: одна, другая, третья… Шумные – дети всегда шумят. Если бы эти экскурсии обгоняли друг друга, как это нередко бывает в музейных залах, на популярных туристических объектах. Вряд ли и сам рассказ был бы такой проникновенный, и отклик на него мог бы оказаться другим – не таким прочувствованным.
Идея школьного урока истории в некрополе вызывает еще больше вопросов и сомнений. Давайте признаем: люди очень по-разному относятся к смерти, ее атрибутам. Рассажу о случае из своих студенческих лет.
Мое знакомство с поэзией Цветаевой произошло на первом курсе университета. В те годы сборники ее стихов были невероятной редкостью, а тут кто-то принес самодельный журнал со страницами, отпечатанными на машинке.
Я и мои сверстницы читали, обсуждали эти стихи и личность поэта, которая сквозь них просвечивала. Среди прочего, удивились ее смелости: знает вкус кладбищенской земляники! (Это в стихотворении «Прохожий» писала она о том, что «Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет»). Мы честно признались друг другу, что сорвать ягоду, растущую недалеко от могил, не отважились бы и просто не захотели из суеверного страха, а съесть ее – так и подавно.
Знаю множество семей, в которых дети, подростки и даже уже довольно взрослые молодые люди никогда не бывали на кладбищах, на могилах своих предков. Так старшее поколение оберегает младшее от негативных эмоций, которые может вызвать посещение этих мест.
Я бы назвала это недальновидной заботой и даже недальновидной семейной политикой, но речь о другом. О том, что для неподготовленной детской психики экскурсия в некрополь или урок среди захоронений могут обернуться большой психологической проблемой.
Ключевое слово – «неподготовленная». И это не та задача, которая решается быстро, универсально, одинаково для всех.