Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Экономика и бизнес / №53 от 18 Февраля 2011 г.

Нефть будет всегда?

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Первый российский телевизионный канал принес перед Новым годом ужасную новость — согласно подсчетам научных сотрудников американского Калифорнийского университета на земном шаре запасов нефти осталось всего лишь на 30 лет ее использования в нынешних темпах.

Начался февраль 2011 года. И снова ошарашивают телевизионные сообщения — цена нефти за баррель перевалила за 100 долларов. Подумалось на этот раз — нефтяные компании добились своего! Если нефти осталось на планете на 30 лет, то надо «насладиться» ею как можно больше и быстрее.

А ведь почти четыре года назад в газете «Наше время» был опубликован мой материал «Когда закончится нефть?», в котором обращалось внимание читателей на то, что спекулировать ограниченными запасами нефти в земных недрах антинаучно, если ее следы вулканологи обнаружили в кратерах вулканов, а астрономы — даже на Луне.

Дело в том, что до сих пор идут споры о происхождении нефти. Ее природа — органическая (преобразование в недрах земли под высоким давлением останков животных) или минеральная (реакция под воздействием высоких температур и давления просачивающейся в недра воды с карбидами железа, в результате которой образуются оксиды железа и углеводороды, то есть нефть)?

Если нефть — это порождение древней органики, то есть подарок, полученный человечеством от живых организмов, живших на планете миллионы лет назад, то ее запасы конечны и в результате интенсивного использования закончатся.

В противном случае они неисчерпаемы. 135 лет назад в 1876 году на заседании Русского химического общества выступил с обстоятельным докладом великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он изложил свою гипотезу образования нефти. Минеральную!

Согласно его гипотезе, чтобы возобновлялись запасы нефти, необходимо в истощенные скважины закачивать воду. И тогда активизируется реакция между водой и карбидами железа, то есть зародится новая нефть.

История нефтедобычи свидетельствует в пользу менделеевской гипотезы. На Северном Кавказе в 1895 году одна из первых скважин Терско­Сунженского района (Чечня) выдала потрясающий нефтяной фонтан. С ним боролись почти три года, пока не «приручили». Но прошли годы, и он иссяк. Обеднели и другие скважины этого района. К началу Великой Отечественной войны многие из них были обводнены, законсервированы. Но после войны они, «отдохнув» химически, когда с поступлением воды возобновились угнетенные химические реакции, снова зафонтанировали. К девяностым годам ХХ столетия чеченские скважины вновь ослабели. Во время чеченских войн они вынужденно «отдыхали». «Отпуск» пошел им на пользу. По сообщениям средств массовой информации, ныне эти скважины заработали в полную силу.

Все это бы не происходило, если бы в недрах не действовали процессы зарождения современной нефти.

И все же следует отметить, что сторонников гипотезы Менделеева не подавляющее большинство среди геологов и химиков. Ее противников не убеждает, что «менделеевцы» получили новые доказательства своей правоты — от астрофизиков. Исследования спектров небесных тел показали, что в атмосфере Юпитера и других больших планет, в газовых «хвостах» комет встречаются соединения углерода с водородом. А это и есть начало органики, рождающейся в космосе. В этом и суть гипотезы Менделеева: нефть — это синтез органических соединений (углерод + водород) из неорганических углерода и водорода.

Казалось бы,  сторонники двух гипотез нашли точки соприкосновения. И их объединению должны были бы способствовать астрофизики: нефть по происхождению и органическая, и в то же время неорганическая, ибо в космосе, как и на нашей планете, происходят процессы превращения минералов в органические соединения, а в недрах Земли останки древних животных тоже должны превратиться в определенных условиях в нефть.

Что же заставляет сторонников двух гипотез возникновения нефти размежевываться? Глобальные выводы — запасы нефти на планете неисчерпаемы или иссякнут через 30 лет? Не откроем большого секрета, если скажем, что «30 лет» нужны нефтедобытчикам. в противном случае чем же объяснять цену 100 долларов за баррель?

Станислав Аверков
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Золотые хинкали
Свежее молоко, сметана, сливочное масло и разно­образные сыры – вот далеко не полный перечень продукции торговой марки «Сулиночка». А выпускает ее&nbs...
Хлеб из «Джорджии»
В сентябре грузинская пекарня «Джорджия» отметила свой первый день рождения. Надо сказать, что за столь короткий срок она обзавелась еще и собственным...
Пресс-формы уже в пути
В Ростовской области запустили российско-китайское производство пресс-форм.
Разменная монета в чужой игре?
«Время, назад!» и «Время, вперед?». Речь шла об аресте имущества металлобазы ООО «РГМК – Юг» в Батайске, когда в августе нынешнего года была прио...