В славную героическую дату — 71-ю годовщину освобождения Новочеркасска от фашистских захватчиков — на НЭВЗе выпустили пятисотый трехсекционный электровоз «Ермак».
На нем — символическая надпись «Внуки — ветеранам Великой Победы!»
Здесь не понаслышке знают, какой ценой она далась. Еще до войны завод начал выпускать пушки. В Великую Отечественную он перешел на 10-часовые смены. Но рабочие оставались в цехах и дольше. Понимали — их продукция нужна армии!
Перед оккупацией Новочеркасска завод эвакуировали в далекий Воткинск. Рабочие с семьями уехали в тыл, чтобы продолжать там ковать Победу. Те, кто остался в оккупации, партизанили, саботировали работу на заводе, где немцы пытались ремонтировать свою боевую технику. Сразу после освобождения в 1943 году небольшой коллектив принялся за восстановление предприятия. Уже через год завод смог начать ремонт паровозов с перевыполнением плана.
Связал свою жизнь с предприятием и Алексей Петрович Клочков. Именно он — ветеран Великой Отечественной и ветеран труда НЭВЗа — вручил символический ключ от локомотива 3ЭС5К «Ермак» №500 машинисту Забайкальской железной дороги Андрею Сергеевичу Наделяеву.
На передачу электровоза основному заказчику — Российским железным дорогам — в электровозосборочном цехе №1 собрались рабочие, ветераны, инженерно-технический персонал, руководство предприятия и города. Здесь же установили виновника торжества.
— Когда ехал сюда, даже не предполагал, что передача «Ермака» пройдет в такой торжественной и праздничной атмосфере, — признался Андрей Сергеевич.
Нужно сказать, что к электровозам серии «Ермак» на заводе особое отношение. С них началось не только возрождение НЭВЗа, но и отечественного электровозостроения в целом.
Первым хорошим знаком стала железнодорожная выставка-2005 в Щербинке, когда президент страны Владимир Путин после краткого курса обучения самостоятельно вел «Ермак» почти шесть километров и дал ему высокую оценку.
В 2007 году началось серийное производство грузового трехсекционного электровоза переменного тока «Ермак» — новой модификации двухсекционного электровоза. Для тех, кто далек от техники, поясню главное отличие: у трехсекционного «Ермака» между двумя головными секциями устанавливается еще одна – бустерная (промежуточная), которая позволяет увеличить мощность с 6560 до 10000 кВт.
Поэтому трехсекционные «Ермаки» способны транспортировать сверхтяжелые составы, в том числе и на участках пути с сильным уклоном. Их можно встретить на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах. Даже название электровоза говорит о давней исторической связи Дона и Сибири. Ведь именно казачий атаман Ермак Тимофеевич в 1581 году предпринял знаменитый поход, в результате которого Сибирь окончательно присоединилась к Российскому государству. А теперь новочеркасские «Ермаки» покоряют железнодорожные магистрали Сибири. В настоящее время только в Забайкалье эксплуатируется 114 электровозов 3ЭС5К.
— Наше предприятие двигается вперед, наращивает мощности. Уже стало традицией встречать знаменательные даты трудовыми подарками. Очень хорошо, что сегодня, на этом торжественном мероприятии, в цеху рядом с ветеранами — молодые заводчане, —отметил генеральный директор НЭВЗа, депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Федорович Подуст. – Пусть «Ермак» несет по просторам Сибири тепло наших сердец!
Фото Дмитрия ИБРАИМОВА