Резкий скачок кадастровой стоимости земли, которая превышает ее рыночную в 5-7 раз, так же резко поднял налог на землю. Это не может оставить равнодушным не только бизнес-структуры, но и рядовых граждан, недовольных таким повышением налога, хотя их позицию часто называют «обывательской».
Однако ситуация перерастает в острую социальную проблему, разобраться в которой и попытались в Комиссии по правам человека при администрации Ростова.
Возможно, если бы новая система налогообложения не совпала в нынешнем году с непростой экономической ситуацией, то проблема не была бы так остра. Однако перерасчет кадастровой оценки земли пришелся как раз на резкое падение деловой активности, что поставило многие компании на грань выживания.
Простой пример из жизни. Земельный участок площадью около 40 соток, приобретенный в 2005 году за 463 тысячи рублей, уже через год стоил, согласно кадастровой оценке, 23 миллиона рублей. Еще через год, в 2007 году 27 млн., в 2009-м 51,3 млн. рублей. В год было насчитано 538 тысяч рублей земельного налога. Хотя по независимой оценке, заказанной собственником, этот же участок стоит" всего" 18 млн. рублей. Выходит, кадастровая стоимость участка выше рыночной в 3 раза!
Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом. Страдают не только мелкие предприниматели, о защите которых не говорит сегодня только ленивый, но и крупный бизнес. Так, по информации из концерна «Единство», земельные участки, находящиеся в его собственности, имеют кадастровую оценку, в 2-5 раз превышающую рыночную.
Комиссия по правам человека при администрации Ростова буквально завалена жалобами от предпринимателей и физических лиц, собственников земельных участков, которые вынуждены платить неподъемные, а часто просто разорительные для них суммы земельного налога.
Ситуацию исследовала член Комиссии по правам человека, доцент кафедры трудового и природоресурсного права ЮФУ, доктор юридических наук Г.А. Мисник. По ее мнению, скачок кадастровой оценки нельзя объяснить тем, что долгое время кадастровая стоимость земли была занижена, на что ссылаются эксперты управления Роснедвижимости по РО. Причины, считает она, в другом.
А вот определение критериев прерогатива городских депутатов, которые могут менять налоговый коэффициент в ту или иную сторону.
И меняют чаще в сторону увеличения, что выгодно местному бюджету: ведь чем выше налог тем больше средств в казне. Но часто депутаты забывают об экономических интересах простых граждан и коммерческих организаций, чье благополучие подрывается такими перегибами.
Практика показывает, что там, где повышение налоговых коэффициентов не имеет экономических обоснований, налоговые нагрузки становится слишком велики, вызывая возмущение и граждан,
Такую позицию разделяют и представители управления Роснедвижимости по РО, полагающие, что инструмент регулирования ситуации в руках депутатов. Изменить кадастровую оценку на уровне субъекта невозможно
Ситуация усугубляется тем, что оспорить кадастровую оценку в судебном порядке практически невозможно, если не найдутся математические или технические неточности. А то, что оценки кадастровой стоимости не соответствуют рыночной, не являются основанием для суда. Сегодня возможность обжаловть в суде действия должностных лиц, ответственных за проблемную ситуацию, нулевая. Получается, что и граждане, и предприятия остаются незащищенными, что отнюдь не способствует стабилизации обстановки в обществе.
Что делать в конкретной ситуации? Комиссия по правам человека при администрации Ростова предлагает разработать план мер, которые, с одной стороны, помогли бы разъяснить заявителям и жалобщикам нормативы муниципалитетов о земельном налоге. С другой заставили бы разработать такую систему налоговых коэффициентов, которая соответствовала бы реальным экономическим условиям, в которых живут и работают простые
Богатым город делают его состоятельные граждане, а вовсе не высокие налоги