Мимо этого здания невозможно пройти, не обратив на него внимание. Глядя на него, можно подумать, что находишься не в центре шумного южного Ростова, а стоишь где-нибудь на Среднем проспекте Васильевского острова в чопорном Петербурге под холодным балтийским небом…

РЕЧЬ ИДЕТ о доме, расположенном на главной улице Ростова — Большой Садовой под № 94 и известном как памятник регионального значения «Доходный дом Сариевых», постройка которого датируется по разным источникам то ли 1902-го, то ли 1910-1912 годами. Для ростовчан старшего поколения это тот самый дом, где некогда располагалась библиотека имени М. Горького, а молодое поколение знает его по обувному магазину «Carnaby».

Своей сдержанной величавостью здание действительно напоминает дома имперской северной столицы. Быть может потому, что строил его один из известнейших в России на рубеже прошлого и позапрошлого веков, специально приглашенный из Петербурга в захолустный тогда Ростов  архитектор А.Ф. Нидермайер? Знал бы он, какая борьба развернется за его детище спустя столетие…

Как утверждают знатоки, именно благодаря энергичным  и тщеславным ростовским купцам и промышленникам, наперебой приглашавших столичных архитекторов в провинциальный город, Ростов и приобрел свое неповторимое лицо — к сожалению, исключительно в своей центральной части. И что самое удивительное, не отставал от модных тогда столичных архитектурных тенденций — модерна, например, который был так популярен в начале ХХ века.

СУДЯ по имеющимся сведениям, А.Ф. Нидермайера пригласил нахичеванский предприниматель Сариев, понявший раньше других своих коллег всю выгоду строительства доходных домов в Ростове. К счастью для архитектора, заказчик не вмешивался в детали проекта, как делали это многие ростовские купцы, благодаря которым Ростов и по сей день имеет своего рода «коллекцию» зданий с нагромождением стилей,  невозможным с точки зрения профессионала. Предоставленный сам себе, А.Ф. Нидермайер создал проект здания, где удачно совместил элементы рационального модерна с декором академического стиля. Модное сочетание стекла с полированным и грубо обработанным гранитом выделяло строение среди соседей по Большой Садовой, зачастую перегруженных декором и походивших на свадебные торты. Если продолжить кондитерскую аналогию, то фасад дома Нидермайера напоминал скорее плитку дорогого черного шоколада. … Кстати, старые ростовчане до сих пор называют его «шоколадницей» — по названию кафе, что когда-то располагалось в нем.

Здание изначально задумывалось как доходный дом: на четырех этажах за широкими окнами–витринами размещались конторы и торговые залы, на пятом этаже были предусмотрены узкие оконные проемы, поскольку квартиры здесь сдавались. Дом принадлежал наследницам  предпринимателя Сариева — Ольге и Елене. Что сталось с ними, когда разразилась революция, а следом — и гражданская война?

А вот само здание пережило все катаклизмы. В советские времена дом, так хорошо приспособленный под торгово-офисные цели, как сказали бы сегодня, не поменял своего назначения. Здесь также размещались магазины и конторы, на верхних этажах — квартиры.

В годы Великой Отечественной войны детищу Нидермайера сказочно повезло — высокое и крепкое здание уцелело посреди всеобщего хаоса  артобстрелов. После освобождения Ростова в 1943 году сюда переехала библиотека имени Горького. Кто мог тогда предположить, что через 60 с лишним лет ее изгонят из здания как бедную родственницу — в подвал? 

Доходный дом Сариевых относится к числу тех памятников, которые целое столетие существовали достойно и благополучно — пока не оказались в центре громкого скандала.

ЕЩЕ В 2004 ГОДУ крепкое — по оценкам специалистов — здание нуждалось лишь в капремонте и замене коммуникаций. Однако вместо подготовки к капремонту, на котором настаивали жильцы, заговорили вдруг о его аварийности и скором сносе. По распоряжению мэра Ростова М. Чернышева участок под «аварийным» памятником был изъят для «муниципальных нужд» и предоставлен частному лицу — для строительства на его месте торгово-офисного центра. В срочном порядке выселили и жильцов, и библиотеку. Необъяснимым образом по стенам еще недавно крепкого здания поползли трещины, подвал наполнился водой, случилось и несколько пожаров, больше похожих на поджоги. Ростовчане не удивлялись — точно такие же «метаморфозы» происходили и с другими архитектурными памятниками Ростова, расположенными в «золотом квадрате»…

Когда в прессе вокруг планируемого сноса памятника разгорелся скандал, формулировки изменились — теперь в городской администрации стали говорить не о сносе, а о «реконструкции с сохранением фасадной части здания». Хотя можно ли подходить к объекту, охраняемому законом, с такой позиции? Ведь не только фасад, но и конфигурация здания, а также его парадная лестница с коваными чугунными перилами — все это тоже объекты охраны. Однако судьбу памятника регионального значения администрация Ростова решала самостоятельно — без привлечения специалистов из областного министерства культуры и экспертов-реставраторов.

Но тут в бой за здание, а точнее — за место на Садовой неожиданно выступил один из собственников дома — британская компания «TJ Footwear (UK) Limited», владеющая тем самым обувным магазином «Carnaby», разместившимся на первом этаже. Компания наотрез отказалась переезжать с «насиженного» места и в судебном порядке опротестовала решение мэра М. Чернышева об изъятии земельного участка под «муниципальные нужды».

Началась серия судебных тяжб. Не вдаваясь в подробности, скажем, что точку над «i»  в споре поставил Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, признавший недействительным постановление ростовского мэра об изъятии у граждан и организаций земельного участка по Б. Садовой, 94, с последующей передачей его частному лицу для строительства торгово-офисного центра. Суд, кстати, поставил под сомнение и утверждение мэра о том, что дом непригоден для проживания, поскольку не обнаружил в документах никаких выводов специалистов по этому поводу. Решение состоялось в ноябре 2009 года.

Все это время здание  пустует. Энтузиастам ВООПиК с помощью администрации Кировского района с большим трудом удалось добиться, чтобы дом-памятник перестал быть «проходным двором» для сомнительных личностей, которые легко проникали в него через разбитые витрины первого этажа. Хотя по закону это было прямой обязанностью не общественности, а собственников — 70% здания  принадлежат городской администрации, 22% — частному лицу, 8% — магазину «Carnaby».

Недавно администрация Ростова-на-Дону опубликовала новую редакцию «Долгосрочной городской целевой программы «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений на 2007-2011годы». По этой программе подлежит сносу одиннадцать охраняемых объектов культурно-исторического наследия, в их числе — «Доходный дом Сариевых».

Как объяснили на сайте администрации, «указанные многоквартирные дома действительно относятся к объектам культурного наследия и будут подлежать реконструкции. И в настоящее время в программу «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений на 2007-2011 годы» вносятся изменения в части «или подлежащих реконструкции».

Редакция будет очень признательна тем нашим читателям, которые помогут «перевести» на русский язык этот «перл» чиновников, чтобы можно было понять, что же  будет с памятником.

А пока ростовчане активно обсуждают в Сети его судьбу. Пессимисты ожидают худшего — вопреки существующему законодательству и решению суда, помня, у кого в Ростове «рука — владыка». Оптимисты надеются, что здание отреставрируют — на прежнее место вернется библиотека им. Горького, там же хватит места и для городского музея, которого до сих пор нет в Ростове, мечтают они.

Время покажет, кому достанется «шоколадный» дом — городскому сообществу или…