В доме № 35 по улице Тельмана в Ростове – радость: капремонт, который длился три года, окончен. Однако после ремонта стало хуже, чем было, возмущаются жильцы
Фото/Видео: Елена Слепцова
В крепком и комфортабельном доме, разменявшем 130 лет, до ремонта частично протекала крыша, в подъезде не было ужасающего запаха канализации, не намокали стены. В 2015 году здесь меняли водопроводные и канализационные трубы. В 2016-м ремонтировали фасад. В 2017-м заменили электропроводку и отремонтировали крышу. Теперь новая крыша течет, затапливая периодически квартиры № 20 и 23. Водосточные трубы носят чисто декоративную функцию – дождевая вода обходит их стороной, течет мощным потоком с крыши на землю или бежит по наружной стороне самих труб, отчего намокают стены. Когда поднимается ветер, жильцы дома слышат, как гремит где-то на кровле незакрепленный лист железа и с ностальгией вспоминают, как тихо было раньше…
Удушающий запах канализации, трубы которой проложены под полом подъезда, валит с ног. Правда, бывают дни, когда в подъезде можно дышать – запах практически не чувствуется, но это случается нечасто. Чтобы найти причины этого явления, жильцы обследовали канализационную трубу буквально сантиметр за сантиметром, но явных протечек не обнаружили. В процессе капремонта им пришлось вникать в тонкости сантехнического ремесла: они узнали, что уклон канализационной трубы должен составлять 2 мм на 1 метр. А еще – что бывают разные виды уплотнителей для труб: качественные служат до 8 лет. Дешевые китайские выходят из строя через год. Проверить, в чем именно ошибся, а на чем сэкономил подрядчик, у жильцов нет возможности.
Еще одна новая беда – огромная лужа, появляющаяся во дворе после дождей. Вода ее просачивается со временем под цоколь дома. Жильцы считают, что началось это после прокладки новых труб от подъезда дома до люка, когда рабочие зацементировали часть двора. Как полагают пострадавшие – без учета уклона местности…
Но разве это дело жильцов – вникать в специфику ремонта, искать причины плохо выполненных работ? Для проверки качества работ и использованных материалов есть такая структура, как Ростехнадзор. И именно его специалисты обязаны присутствовать при сдаче объекта…
Жильцы дома много раз писали жалобы и в Госжилстройинспекцию, и в НКО «Фонд капитального ремонта», но получали лишь отписки.
Особенно их поразило письмо из Фонда капитального ремонта от 12 марта нынешнего года. Подписано оно директором В.А. Крюковым.
В нем сообщается, что комиссия, вышедшая на место, установила: в подъезде канализационные запахи отсутствуют, во дворе луж нет, водосточные трубы не текут. Вот будет обильный дождь, – тогда и посмотрим, в смысле – обследуем, пообещали жалобщикам…
После этого жители решили обратиться в редакцию «НВ». Наш оператор вышел на место, понюхал воздух в подъезде – ужаснулся, увидел, в каких условиях проживают с обвалившимся потолком жильцы верхнего этажа и выложил в сеть сюжет, набравший тысячи просмотров.
Как ни странно, но это подействовало почти сразу. Через день на встречу с жильцами дома уже пришли представители Госжилстройинспекции, Фонда капремонта и подрядчик. Как раз с утра прошел легкий дождь. Но и его оказалось достаточно, чтобы увидеть, как дождевая вода, обходя водосточные трубы, стекает по их внешней стороне…
А потом выглянуло солнце, и встреча плавно переместилась во двор. Жильцы высказывали свои претензии: они устали платить за отопление по 5 тысяч рублей в месяц (в апреле и октябре – в том числе!) с квартиры только потому, что Фонд капремонта не предоставил проект системы теплоснабжения в «Ростовские тепловые сети». Именно из-за этого узел учета тепловой энергии до сих пор не введен в коммерческую эксплуатацию, люди платят не по факту потребления, а по так называемым нормам. Отопление в доме не отрегулировано: в одних квартирах слишком жарко, в других – очень холодно.
Интересно получается и со сметой: в ней указано, например, что канализационные трубы проложены в подвале. Но подвала в доме нет! Повлиял ли этот факт на смету, гадают жильцы? Жалуются они и на то, что изначально кирпичный их дом вместо логичного устранения повреждений фасада и его расчистки был закатан штукатуркой «короед». Попытки жильцов воспрепятствовать этому ни к чему не привели – подрядчик получил большой объем дорогостоящих работ. А конструкции «обновленного» фасада уже отваливаются. Удивило и то обстоятельство, что один из подрядчиков, ООО «Феликс», плохо выполнивший работы по обеспечению дома системами отоплением и канализации, выиграл тендер и на 2-й этап ремонта – работы по фасаду и ... подвалу (?!). Кто проводил тендер, жильцы так и не смогли узнать….
Получить комментарии у присутствовавших на встрече специалистов ведомств нам не удалось. Представитель Госжилстройинспекции отказался комментировать ситуацию, зато своими глазами увидел, что водосточные трубы на доме – действительно «для красоты». Представитель Фонда капремонта также был немногословен – смету ремонта он не составлял, тендер на выбор подрядчика не проводил…
Спрашивается: зачем россияне годами ежемесячно платят за капремонт своего и чужого жилья ощутимые для кармана большинства деньги? Чтобы потом страдать от его результата? От безнадежных попыток разобраться в тонкостях работы сантехника или кровельщика и найти в ней ошибки? А еще – слезно просить их исправить?…
Быть может, пора обманутым жильцам писать в другие инстанции – прокуратуру, Следственный комитет? Потому что размах «разводки» людей при проведении капремонта перешел все допустимые границы.
Видео Владимира Апарина