Настоящее путешествие в прошлое Ростова совершили любители архитектуры и истории. Акция называлась неожиданно – «Вскрытие покажет». Речь идет об исторических фасадных надписях на дореволюционных домах донской столицы, скрытых до поры до времени под наслоениями штукатурки.
Фото/Видео: Елена Слепцова
На рубеже XIX и XX веков в Ростове, как, впрочем, и в других городах России и мира, было весьма популярно размещать информацию прямо на стенах зданий. Пивные и закусочные, булочные и рюмочные заведения горожане находили в том числе и по таким настенным надписям. В Ростове их сохранилось мало.
Поисками и «вскрытием» фасадных надписей много лет занимаются энтузиасты общественного объединения «МойФасад». Его руководитель Роман БОЧАРНИКОВ называет такие поиски «охотой за призраками». Именно так переводится английское выражение ghost sign hunting, обозначающее охоту за невидимым.
Когда под штукатуркой обнаруживается старинная надпись, тут и начинается настоящая борьба – с равнодушием чиновников и подрядчиков – за сохранение обнаруженного артефакта.
На этот раз акция «Вскрытие покажет» собрала несколько десятков ростовчан, интересующихся прошлым родного города. Им были продемонстрированы две новые находки энтузиастов.
Первая располагается на стене фасада дома № 50 по переулку Газетному. До революции этот переулок назывался Казанским, дом числился под № 44. Неказистое с виду двухэтажное здание. Сегодня в его цокольном этаже размещается заведение под названием «Бутылочка», куда ведут несколько ступенек вниз. Прохожие равнодушно проходят мимо – мало ли таких магазинов-подвальчиков в Ростове?
И не обращают внимание на то, что слева и справа от входа на расчищенных кирпичах видны полустертые буквы. Слева: «Чай» – «Кофе» – стертое слово – «Какао». Справа: «Обеды» – стертое слово – «Ужины». Легко догадаться, что на месте нынешнего магазина некогда располагалась столовая, где можно было плотно позавтракать, поужинать и, наверное, пообедать. А нет денег – выпить чашку кофе или стакан чая в подстаканнике. Бочарников называет заведение «нэпманской едальней», поскольку оно было открыто в годы НЭПА, введенного в Советской России в 1921 году.
В конце XIX века этот дом был доходным и принадлежал ростовчанину Португалову. На втором этаже располагались квартиры, которые сдавалась в аренду. Мемориальная доска на фасаде напоминает ростовчанам, что в одной из них до революции жил известный композитор и общественно-музыкальный деятель Михаил Фабианович Гнесин. Уроженец Ростова, ныне он известен всему миру. В 1916 году он открыл в своей квартире в доме по Казанскому переулку первую в Ростове публичную музыкальную библиотеку. Кстати, знаменитая московская Гнесинка – сначала музыкальное училище имени Гнесиных, а теперь – Российсая академия музыки имени Гнесиных – названа так в честь музыкантов из этой семьи, которые, как считают знатоки, по сути дела определили развитие музыкальных культуры и образования в нашей стране на многие годы.
Уже один этот факт заставляет со вниманием отнестись к зданию, недавно пережившему капремонт.
Руководитель ростовской областной региональной организации ВООПИК Александр КОЖИН рассказал:
– Этот кирпичный дом, где и были обнаружены настенные надписи, нуждался только в расчистке фасада. Однако его первый этаж был оштукатурен – по прямому указанию чиновников из министерства культуры РО. Это сделано вопреки рекомендациям специалистов межведомственной комиссии по сохранению исторических фасадов Ростова.
Краевед, архитектор-реставратор Любовь ВОЛОШИНОВА считает:
– Ремонт здания выполнен формально. Но бывает и хуже. Первый этаж, конечно, испорчен штукатуркой. Но удалось расчистить фасадный кирпич на втором этаже, где кое-где сохранились следы былых времен. К счастью, обнаруженные здесь настенные надписи не были вновь закрыты! За это спасибо ребятам из объединения «МойФасад» и владельцу магазина «Бутылочка». Он сумел оценить важность находки и сохранил надписи.
Большинство собравшихся, среди которых было много историков, архитекторов, дизайнеров, художников, считают, что для сохранения исторического облика донской столицы будет лучше, если в дальнейшем при капремонте исторических домов фасады оставят в покое до лучших времен – даже обветшалые, они все равно передают очарование старины.