Канализация и водопровод в поселке Новоприморском Неклиновского района есть. И в то же время их… нет.

Жители поселка Новоприморского готовы обращаться куда угодно и даже ждать (хотя уже прождали немало), но при этом они хотят понять, как же решить многолетнюю проблему с канализацией. Самостоятельно они с ней не справятся. А шутка ли — 1000 человек живут б
А все потому, что канализационная система, которая раньше принадлежала Таганрогской птицефабрике, сегодня совершенно вышла из строя и, по сути, никому не нужна. 

Поизносились…

В 1973 году поселок Новоприморский был основан как рабочее поселение Таганрогской птицефабрики. Люди получили квартиры в двухэтажках. Фабрика провела воду и канализацию. Все было хорошо.

Однако времена изменились. Птицефабрика перестала оказывать людям коммунальные услуги. И если вопрос с водоснабжением как-то решить удалось (сегодня в Приморский вода поступает от ст. Морская, водопровод проложил местный предприниматель), то связываться с канализацией никто не хочет. Еще бы! Ее износ составляет 90–95 %. Хотя все же до начала лета этого года МУП «Водоканал Неклиновского района» деньги с населения за водоотведение брал, а потом поставил абонентов в известность, что снимает с себя всякие обязательства и ответственность за работу канализации. В итоге более тысячи жителей поселка остались без удобств.


Две беды

Решить проблему жильцы пытались не один год. В 2015 году обращались к губернатору Василию Голубеву. 

Из ответа администрации Приморского сельского поселения (№ 533 от 07.08.2015) следует, что губернатором «было дано поручение о выделении денежных средств из областного бюджета в сумме 5 млн рублей на ремонт канализационных сооружений». Однако деньги в поселение так и не поступили.

Жители обращались в поселковую и районную администрации, прокуратуру Неклиновского района, министерство ЖКХ области, Роспотребнадзор области (список можно продолжить). В ответ получили множество бумаг. В 2016 году прокуратура Неклиновского района писала, что птицефабрике вынесено предостережение о недопустимости прекращения приема сточных вод (№ 514ж-2016 от 28.04.2016) из поселка. Роспотребнадзор сообщает, что жалоба жильцов перенаправлена главе администрации Приморского сельского поселения И. Яровенко, а в самом обращении граждан нет фактов, требующих проведения внеплановой проверки (№ 27-8914123 от 14.08.2018). В письме министерства ЖКХ области говорится о том, что деньги на проектно-изыскательные работы по строительству канализации в Приморском сельском населении «будут предложены при формировании проекта областного бюджета на 2019–2021 годы». 

Однако несмотря ни на какие ответы, сулящие светлое будущее или заявляющие о полной невозможности повлиять на ситуацию, положение людей не меняется: канализация и вода – две больные темы поселка Новоприморского.

Ямы – это выход?

– Да, конечно, люди хотят, чтобы им проложили новую канализацию, но если деньги будут выделяться из областного бюджета, это окажется очень дорогостоящим мероприятием, которое смогут реализовать очень не скоро, – говорит глава администрации Приморского сельского поселения Ирина Яровенко. – Наш местный бюджет такие траты не потянет. А вот с выгребными ямами проблемы можно было бы решить быстро и гораздо дешевле, но за счет самих граждан.

Между тем большая часть жильцов двухэтажек – пожилые люди с мизерными пенсиями, да и имеющуюся молодежь здесь трудно назвать зажиточной. Переделать канализацию с учетом выгребных ям для них будет накладно, а то и невозможно. 

Здесь, правда, Ирина Юрьевна предложила вариант. Жильцы двухэтажек могут обратиться в Фонд капремонта с просьбой провести им ремонт канализации в ближайшие сроки (или, может быть, перевести накопленные средства на спецсчет, чтоб жильцам было легче распоряжаться накопленными деньгами на свое усмотрение). Однако при этом глава замечает, не все жители Новоприморского исправно делают взносы региональному оператору, к тому же им не нравится сама идея (ямы станут их собственностью, за которую придется платить и которую придется обслуживать). 

Сами же жители улицы Центральной уверены, что рытье ям попросту невозможно. Рядом находятся школа, детский сад, дорога, водопровод. Возможно ли такое соседство? Роспотребнадзор, несмотря на все обращения граждан, пока уходит от ответа на этот вопрос. Кроме того, в месяц со всех домов стекает около тысячи кубометров смывов – действительно ли в этом случае логично рыть выгребные ямы? 

Мы просим министерство ЖКХ области помочь людям с ответами на эти и другие вопросы. Когда жители поселка Новоприморского поймут, на что могут реально рассчитывать, проблема наверняка решится быстрее: новоприморцы сделают все, что от них зависит, лишь бы, имея водопровод и канализацию, не ходить за каждой надобностью на улицу.


Свой комментарий прислала в редакцию и птицефабрика Таганрогская:

ОАО «Птицефабрика Таганрогская» не перекрывала канализацию для жителей поселка Новоприморского, так как нет такой возможности – нет задвижки.

За 44 года эксплуатации канализационные сети и приемный коллектор сточных вод поселка Новоприморского очень сильно износились и требуют капитального ремонта.

Мы обращались еще в 2015 году в адрес главы Приморского сельского поселения и к главе администрации Неклиновского района о необходимости остановки приема сточных вод и срочном ремонте как самого коллектора, так и напорного трубопровода.

Но связи с тем, что сточные воды из поселка поступают только на очистные сооружения фабрики, нами получено представление от прокуратуры Неклиновского района о недопустимости остановки приема сточных вод, так как в поселке, кроме жилых домов, имеются социальные объекты – школа, детский сад и др.

Необходимого ремонта пока нет, и сегодня жители поселка столкнулись с аварийной ситуацией, когда автоматика на приемном коллекторе не сработала, сточные воды залили насос, и он вышел из строя.

Дальнейшая эксплуатация канализационных систем может привести к очередным чрезвычайным ситуациям.

В связи с чем необходимо строительство новых объектов водоотведения либо рассмотреть альтернативные варианты сбора, очистки и транспортировки сточных вод поселка Новоприморского.

Видеорепортаж Владимира АПАРИНА