— Напрямую, с оружием в руках, бороться с терроризмом ни вы, ни я, как и большинство населения, не можем. Но мы можем активно противодействовать идеологии терроризма, — говорит декан факультета психологии ЮФУ, вице-президент Российского психологического общества, доктор биологических наук, профессор Павел ЕРМАКОВ.
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
И, прежде всего, это касается работы с молодежью. Именно она является первым звеном в цепочке террористической деятельности. Взрослый человек не наденет пояс со взрывным устройством.
Как мы привыкли слышать пояс шахида.
Я бы так не сказал. В мусульманстве шахид сподвижник. Это не смертник в том смысле, который нам представляется. Для нас человек, надевший на себя взрывное устройство, прежде всего смертник и террорист, какими бы внутренними мотивами он ни руководствовался.
То есть, надо отделять шахида от смертника.
Безусловно. Смертник совершает теракт. Кстати, средства массовой информации часто преувеличивают образ этих людей, подробно рассказывая их биографию, за которой ничего не стоит. Пытаются представить их чуть ли не героями. На самом деле это не так. Это люди, которые хотят уничтожить нас физически. И это надо понимать.
В чем опасность идеологии терроризма?
Прежде всего в информационном воздействии. В мире сегодня существует около 7 тысяч террористических и экстремистских сайтов, из них более 500 русскоязычные. И вот представьте ученика
Как снизить это психологическое воздействие?
Прежде всего рассказывать, объяснять молодым людям, какими ужасными могут быть последствия от такой идеологии, объединять молодежь вокруг центров противодействия идеологии терроризма и насилия. Такой центр, на базе центра развития толерантности, профилактики экстремизма и насилия в российском обществе создан в Южном федеральном университете. Достаточно сказать, что университет готовит сегодня магистров специалистов по антитеррористической деятельности. Такая подготовка ведется на экономическом факультете. Активно в этом направлении работает факультет психологии, разрабатывая технологии психологического воздействия, направленного на искоренение террористической идеологии.
Каким образом можно воздействовать?
Что здесь важно. Подготовить людей, в зоне влияния которых оказывается молодежь, ее лидеры, включая лидеров молодежных группировок. Вот в чем наша основная задача. Как еще мы можем охватить людей. преподаватели каждый день приходят в студенческую аудиторию и ненавязчиво и в то же время достаточно действенно ведут свой предмет, связывая его с антитеррористической идеологией. Точно так же ненавязчиво необходимо работать и с детьми. Скажите, когда надо учить ребенка правильно переходить дорогу?
С детства, когда он научится различать цвета.
Вот так и с антитеррористической идеологией. К ней надо приобщать с раннего детства. Мы, к сожалению, упускаем этот момент. Упускаем момент, когда проповедуем насилие. С насилием сталкивается и ребенок в детском садике, когда видит, как слабого обижает сильный. Плюс негативное влияние телевидения, которое он смотрит чуть ли не с пеленок. К подростковому возрасту такой ребенок любые формы насилия, включая терроризм, посчитает естественным процессом. Самое действенное для детей ограничение доступа к подобной информации, создание образа положительного героя. Это, пожалуй, основной метод, который должен быть не только в детском садике, но и в семье. Это комплексная задача для родителей и общества в целом. А задача воспитателя детсада внимательно разъяснить детям, как надо относиться к своему товарищу.
Суметь объяснить.
Главное воспитать ребенка. Просто логично
И как надо себя вести?
Толерантно, если мы говорим об общении людей. А когда речь идет об антитеррористической идеологии, экстремизме, то здесь ключевым словом является противодействие. Вспомните, чем закончился
Очень деликатная тема. С одной стороны, если бы это касалось исключительно вопроса религий, то, наверное, православный сосед мог бы терпимо отнестись к мусульманской традиции. Ведь не каждый день на улице режут барана. С другой защитника животных, вегетарианца, какого бы вероисповедания он ни придерживался, такое жертвоприношение, конечно бы, оскорбило.
Мы с вами это понимаем. Надо, чтобы и другие это поняли. А такой случай был. И закончился скандалом. Пришлось вмешиваться местной администрации. Никто не говорит об отмене традиции. Но есть специально отведенные места, где можно провести жертвоприношение, никому не мешая. Так давайте уважать чувства других. В таких случаях важно находить общий язык. Но есть более сложные ситуации, связанные с экстремистскими течениями, скинхедами, фашиствующими группировками или теми, кто ближе и понятен всем, футбольные фанаты. Разные играют команды, из разных регионов, разные группы фанатов. Как легко воспользоваться такой ситуацией, разжигая, допустим, национальную рознь. При умелом манипулировании это может вылиться во что угодно.
Какие формы противостояния идеологии терроризма используются?
Одна из форм фестивали, «круглые столы», куда приглашаются все желающие. Недавно в рамках фестиваля «Мир Кавказу» мы проводили смотр разных боевых искусств с участием команд, представляющих кавказские республики: Дагестан, Чечню, Армению В Кизляре и Махачкале действуют филиалы нашего университета. Студенты из филиалов также принимают участие в наших фестивалях, «круглых столах». Более того, в конце сентября на Всероссийских играх боевых искусств, проходивших в Анапе, ростовская команда выступала под лозунгом «Нет терроризму!» На нашем факультете создан сайт противодействия идеологии терроризма. В месяц его посещают более 2 тысяч человек. Участие молодежи в художественной самодеятельности, театральных постановках, КВНе, спортивных соревнованиях, бьет в одну точку отвлечь юношей и девушек от экстремистски настроенных людей. На нашем факультете, как в целом в ЮФУ, обучается немало студентов из кавказских республик, но ни этнических, ни национальных проблем у нас нет.
На Кавказе считается престижным получить высшее образование за пределами своей республики. Однако в процессе обучения некоторые студенты из кавказских республик могут, к примеру, на проезжей части улицы, под доносящуюся из машины музыку начать танцевать национальные танцы. Или какими-то иными способами, вызывающими удивление, если не возмущение окружающих, пытаться обратить на себя внимание. Тем самым, подчеркивая: может, республика наша и маленькая, но вот мы какие. Почему, так?..
Причины многосторонни. Одна из них неравномерное развитие регионов. Известно, что по сравнению с другими областями федерации, прожиточный минимум в республиках Северного Кавказа низок, высок уровень безработицы, особенно среди молодежи. Образование также оставляет желать лучшего. Та подготовка, которая ведется в вузах, должна охватывать всю молодежь, а не только некоторую ее часть. И когда молодой человек из такой республики поступает в вуз крупного российского мегаполиса, некоторое его поведение, отчасти, непонятно окружающим. Не стоит забывать и о национальных традициях народов Северного Кавказа, их темпераменте. А на
И неустроенная молодежь идет к тем, кто платит большие деньги.
И где можно потешить свое самолюбие, доказать свое превосходство. Сочетание психологических, воспитательных, идеологических,