На самом высоком уровне звучат призывы повышать чувство ответственности собственников за свое имущество. А это самое чувство ответственности, проявленное жильцами, вызывает тяжкое недоумение
Фото/Видео: Людмила Мельникова
В публикации «Ну подделка, и что же?» месяц назад мы рассказывали о конфликте вокруг капремонта в одном из самых известных в Ростове домов у стелы на Театральной площади
Часть жильцов дома поднялась против руководства ТСЖ и оспорила в суде протокол общего собрания, на котором принималось решение о капремонте. А ведь именно с учетом этого протокола выстроилась вся последующая цепочка: заключались договоры и выделялись бюджетные деньги.
Жилищный кодекс требует обязательного обсуждения с собственниками сметы – этого не было. По закону с ними были обязаны согласовать размер взносов – тоже не выполнено. Акты выполненных работ председатель подписывала без одобрения общедомового собрания. Председатель ТСЖ «Театральный спуск» Нина Луговскова этого и не отрицает. Хотя вместе с правлением ТСЖ считает наш материал о конфликте «заказным и абсолютно лживым». В чем же ложь и заказ? Многочасовой нервный разговор ясности не внес.
Да что тут такого?
Протокол признан недействительным? Признан. Ну и что? Документ правление ТСЖ и председатель считают не поддельным, а лишь «подкорректированным по новым требованиям жилищного законодательства». Хотя Нина Луговскова сказала, что впервые сама увидела этот документ лишь на суде. Странно, тогда откуда на нем ее подпись и штамп ТСЖ?
Почему пошли на «правку» протокола? Все просто. У ТСЖ выбор был небогатый: или немедленно сдать «такой, как надо» протокол – и попасть в уже завершающуюся программу софинансирования капремонта. Или – делать все по закону, но с огромным риском сорвать все сроки: софинансирования со стороны государства не будет, а сам ремонт отодвинется лет на пятнадцать по новой региональной программе капремонта. По какой причине крупный дом, построенный в 1929 году, «заслужил» такие сроки – вопрос не к ТСЖ...
«Нарушений не выявлено»
Ремонт в доме сделали. По документам – в срок, без существенных нарушений. За несогласование с жильцами смет прокуратура Пролетарского района Ростова привлекла руководство ростовского Фонда капремонта и председателя ТСЖ «Театральный спуск» к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Все выявленные недостатки в ремонте подрядчик обязуется исправить в течение пяти гарантийных лет. Поэтому ответственные за проведение капремонта лица – от правления ТСЖ до областных чиновников – искренне не понимают: да что же этим жильцам еще нужно?
Странно. На самом высоком уровне звучат призывы повышать чувство ответственности собственников за свое имущество. А это самое чувство ответственности, проявленное жильцами, вызывает тяжкое недоумение.
Жильцы и в глаза не видели сметы. Поэтому не смогли внести обязательные, по их мнению, работы по ремонту. А ведь следующий капитальный ремонт будет в доме минимум через четверть века.
Чехарда с тарифами и разночтения в квитанциях вызывают у ряда собственников недоверие к самим расчетам. Но в пояснение к ним выдаются только итоговые бухгалтерские справки с конечными цифрами.
Свою обязанность оплачивать капремонт они и не отрицают, протестуют против навязанной цены: а если бы вместо 56 миллионов на дом ушло в два-три раза больше – тоже бы пришлось «равными долями в течение года» молча платить?! «Что ремонтировать – нас не спросили, какую сумму можем потянуть – не уточнили. Просто выставили счет к оплате», – так воспринимают ситуацию неплательщики.
Категорически не согласна часть жильцов и с тем, что председатель сама дала себе право принимать от их имени выполненные работы. Подписанные ею акты вызывают массу нареканий, а ведь на основании этих документов заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат…
Накал эмоций в огромном доме, где живут все больше пожилые и заслуженные ростовчане, думаю, описывать не стоит. Важно другое: обе стороны искренне уверены, что именно они всеми силами пытаются спасти свой дом от окончательного разрушения!
Выводы не сделаны
Схожий конфликт здесь – и по поводу недавнего ремонта лифтов. Приступить к нему удалось не сразу: то жители не собирали кворум, то в программы на софинансирование дом попасть не мог. В итоге выкрутились: голосование провели по отдельным подъездам – одни лифты отремонтировали с помощью бюджетных средств, другие – за счет взносов жильцов. Уже тогда пошел среди жильцов раздрай по поводу несоблюдения жилищного законодательства, как следствие – неплатежи. В итоге пользоваться отремонтированными лифтами в доме разрешили только тем, кто их ремонтировал. На лифты повесили замочки, а ключи выдали не всем. Попытки объяснить, что такие действия нарушают ряд статей Жилищного кодекса, успеха не имеют: «Лифты же работают!». Такая же политика – и во многих других аспектах жизни дома – от ремонта подъездов до распределения по квартирам платы за общедомовые нужды.
Почти год жильцы, которые не согласны с подходом председателя ТСЖ и отказываются платить за необоснованные по их мнению счета, лишены всех социальных льгот на оплату коммунальных услуг. Спор с председателем находится в суде – неплательщиками люди до сих пор не признаны. И эта судебная тяжба будет длиться еще долго: апелляционная инстанция на днях направила дело в мировой суд для устранения процессуальных неточностей с последующим возвратом для дальнейшего рассмотрения. Но непокорные жильцы – в основном пожилые люди, ветераны войны и труда, инвалиды – уже наказаны: они лишены социальных льгот и компенсаций по справке, представленной их оппонентом в суде: «А как иначе на неплательщиков воздействовать?».
Серьезные задолженности по оплате капремонта имеют около 20 % собственников всего немалого дома – дом до сих пор не выплатил за ремонт более миллиона рублей. Появившиеся с начала этого года квитанции о долгах за коммунальные услуги еще больше укрепили решимость жильцов бороться до конца. Откуда взялись долги, объяснений от ТСЖ нет. Впрочем, суммы «задолженности за коммуналку» совпадают с долгом за капремонт...
«Если вы будете защищать неплательщиков, то дома рушиться начнут, – заявила нам председатель ТСЖ. – Дом мы отремонтировали. Деньги на оплату из-за неплательщиков брали из сборов на содержание и текущий ремонт дома. Нужно платить». То, что такой подход идет вразрез с законом, ни правление ТСЖ, ни чиновников не беспокоит…
Может, и правда, черт с ним, с федеральным законодательством – кому оно, в самом деле, нужно?
Видеорепортаж Владимира Апарина