Интересная картина складывается с начислениями за свет у жильцов дома 12 на улице Борисоглебской в Ростове. Он относится к так называемому «маневренному фонду».
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Наш давний читатель пенсионер Иван Дмитриевич Коханов вот уже два года занимает квартиру № 14. Собственное жилье – аварийное. Правда, договор найма ему не продлевают. У наймодателя – МБУ Ростова «Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом» не продлевать договор основания есть. Одна из причин – долг за потребленное электричество, но пенсионер оплачивать его не собирается.
На Борисоглебской электросчетчики находятся не в квартирах, а в коридоре. Добраться до счетчика Иван Дмитриевич не мог – щиток был замкнут. Позже по оставляемым в дверях запискам с просьбой передать показания счетчиков горячей и холодной воды пенсионер понял: в доме есть обходчик, который снимает данные. Через время встретил его, а точнее – ее. Женщина сказала, что у нее есть ключ от щитка и показания по электроэнергии она снимает сама. Неугомонный пенсионер затребовал из ООО «Донской расчетный центр» данные об обходчике. Его заверили, что такой действительно есть, и показания он снимает. Коханов успокоился и год жил без проблем. За коммуналку платил исправно в пределах двух тысяч рублей.
Иван Дмитриевич Коханов считает, что его обращение в центр должного результата не принесло. Выплачивать за свет суммы, которые превышают плату за истинное потребление пенсионера в разы, а точнее, в десятки раз, он не намерен. С того времени, как Иван Дмитриевич поменял счетчик (с апреля прошлого года), он заплатил за свет около полутысячи рублей. По суду же только за первые 9 месяцев проживания с него требуют 11709,87 рубля.
А в марте 2016 года Ивану Дмитриевичу выставили сумму за электричество 1900 рублей (!). Пенсионер начал разбираться.
Направил письмо в Ростовский городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом. Ему ответили: по договору найма в его обязанности входит подача показаний приборов учета. Он этого не делал, вот и «был произведен перерасчет за январь и февраль 2016 г. И начислена плата по нормативу 81 кВт/ч за одного человека, так как в квартире проживает два человека, количество кВт/ч в месяц составило 162 кВт/ч» (письмо №630 от 08.06.2016 ). Позже Коханову сделают доначисления за свет по нормативу за 9 месяцев проживания в 2015 году – 5103 рубля. Почему? А плановая проверка показала, что счетчик неисправен. Выяснилось, что счетчик не работал с момента вселения Коханова (!). Иван Дмитриевич обратился в Госжилинспекцию области, но там нарушений в начислении за свет пенсионеру не выявили.
В апреле 2016 г. по результатам проверки электросчетчик читателю поменяли, и он стал платить по его показаниям, которые по-прежнему снимает обходчик. Правда, щиток уже не замыкается. Долг продолжает за пенсионером числиться. Собственно, Иван Дмитриевич не отказывается оплатить какую-то его часть, но не начисления по нормативу (в судебном порядке в марте этого года горцентром по управлению спецжилфондом планировалось взыскать с Коханова 11709,87 рубля за период с 1.04.2015 по 31.01.2017, а у него только 4 лампочки в квартире). Но главное, Иван Дмитриевич уверяет: не по своей вине он жил с бездействующим прибором столько времени! В доказательство тому – схожие ситуации его соседей.
Надежда Обухова, кв. 22:
– Не обращала внимания на электросчетчик, потому что этим занимался обходчик. Через пару месяцев после вселения заметила: сумма за свет одна и та же из платежки в платежку – за общедомовые нужды. Обратилась в центр по управлению жилфондом, чтобы поменяли прибор. Там сказали, чтобы делали за свои деньги, а у нас их нет.
О том, что вселялась в квартиру с неисправным счетчиком и не знала об этом, заявила Валентина Сидорова (кв. №25). Валентина Керей из 23-й квартиры тоже два месяца после вселения не знала о неисправности прибора. Ясность внесли показания в квитанциях: одни и те же из месяца в месяц. Она сообщила об этом в центр, ей предложили поменять прибор за свой счет. Любови Шевченко из квартиры № 18 при вселении в 2015 году о неисправности счетчика сказали. Обещали поменять, но так и не выполнили обещание... Кстати, жильцы подтвердили: показания счетчиков снимал обходчик, а не они сами…
Ясно, что в маневренный фонд попадают не от хорошей жизни. Людям просто некуда идти. И вряд ли будут они «качать права». Скорее, просто станут оплачивать выставленные суммы, даже если не согласны с ними. Ведь не оплати они коммуналку, их могут выселить, так как фактически они не соблюдают условий договора найма. Так почему же вселяют людей в квартиры с заведомо неисправным оборудованием? Как случилось, что оно стало таким массово? Дом-то постройки 2011 года. Что за счетчики были в нем установлены, что через 4–6 лет они стали неисправны?
– Счетчики поставил застройщик, – сообщил нам Александр Карандеев, директор МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом». – Наш центр их меняет по мере обращения граждан и поступления бюджетных средств. Когда люди занимают квартиры, составляются акты вселения. Все ставят подписи, что претензий не имеют. Но если в платежке месяц за месяцем приходит одна сумма, понятно же – счетчик неисправен. Нужно обращаться к нам.
В общем, получается: сами виноваты...