Этот девятый по счету жилой массив Ростова одновременно имеет и самую долгую историю
Далеко и неудобно
История возникновения девятого ростовского жилого массива – Левенцовского – восходит к 70-м годам прошлого века. Тогда родилась идея дальнейшего расширения Ростова в западном направлении. Окончательно она оформилась где-то в 1983 году, когда о строительстве микрорайона заговорили как о деле решенном. Однако последовавшие вскоре перестройка и все связанные с ней события отодвинули все планы строительства на неопределенный срок.
Вернулись к ним уже в постсоветской России, в тучные нулевые, после того как все кризисы остались позади. Первые сваи в Левенцовке начали забивать летом 2008 года. Обещали тогда строить микрорайон по-новому: начинать не с жилья, а с прокладки инфраструктуры. Сначала инженерной и коммунальной, а затем и социальной. Однако от таких прогрессивных планов скоро отклонились. Строительство вошло в привычную колею: сначала жилье, потом все остальное.
Злую шутку с прогрессивным строительным проектом, реализовывать который начинала известная в ту пору московская компания «Интеко» во главе с женой тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова Еленой Батуриной, сыграла дешевизна левенцовского квадратного метра. Эта дешевизна – производная от удаленности территории от центра Ростова – обусловила массовый интерес к жилью. И дабы не упустить соблазнительно быстрой прибыли, «Интеко» взялась за жилые дома. Под соответствующую технологию крупнопанельного высотного строительства был переформатирован Ростовский комбинат крупнопанельного домостроения, и работа закипела.
Такой переход на заезженную строительную колею был, конечно, ошибкой, и долго один из самых удаленных ростовских микрорайонов слыл и одним из наименее благоустроенных.
Эта репутация Левенцовки стала меняться только в последнее время.
Ошибки надо исправлять
Теперь приоритет, наконец, решительно отдан строительству объектов инфраструктуры и соцкультбыта.
Согласно информации из администрации Ростова, до 2026 года предстоит построить четыре дороги, семь многоуровневых автопарковок, поликлинику, школу и три детсада. Все объекты будут возводиться за счет застройщика и городских средств. Особенно радует наличие в этих планах поликлиники на 500 посещений в смену, чье проектирование сегодня завершается.
Не будет преувеличением сказать, что отсутствие поликлиники до сих пор серьезно ухудшало качество жизни в этой части Ростова.
На средства городского бюджета достроены два детсада, на 140 мест каждый, и четыре дороги, которых давно ждали жители Левенцовки. Дороги будут проложены по улицам Еляна, Жданова, Ткачева и Еременко. Параллельно подготовлены проекты двух школ в пятом и шестом микрорайонах на 2375 учащихся. Их строительство предполагается завершить к началу 2023 года.
В том же 2023 году в восьмом микрорайоне развернется строительство детсада на 270 мест и школы на 1100 учащихся. Строительство будет вестись на средства застройщиков, таких как ООО СЗ «Галактика», взявшееся за строительство в Левенцовке 15 многоквартиных жилых домов и ряда объектов соцкультбыта.
Не забыты в плане и автопарковки. Наземных многоуровневых открытых автостоянок в новых микрорайонах будет семь. Их общая вместимость – 2050 машино-мест. Ожидается, что они будут введены в строй в период с 2024 по 2026 год. Это заметно повысит привлекательность Левенцовского жилмассива, где в силу удаленности его от центра жители активно пользуются индивидуальным автотранспортом.
Наряду с этим ждут своего решения серьезные проблемы Левенцовки. В частности, проблема ливневых стоков. Цена вопроса – 4,6 млрд рублей.
Проблемой остается наличие поблизости мусорного полигона и работающих в Западной промзоне промышленных предприятий. Нет в Левенцовке пока и полноценной зеленой зоны.
Какой станет Левенцовка в итоге? Думается, что все ее 11 микрорайонов будут высотными.
При этом стоит продумать стыки с другими массивами и районами южной столицы. Как считают архитекторы, к проспекту Стачки и в направлении к Дону этажность строительства следует понижать – такое варьирование застройки и отражено в генплане Левенцовки.
Что там хорошего
Можно сказать, что уже сегодня Левенцовский жилой массив выгодно отличается от целого ряда других ростовских окраин. Отличается именно тем, что, несмотря на все ранее допущенные ошибки, градостроители сумели продумать многие мелочи.
Спланированы детские площадки, определены места высадки крупномерных деревьев и кустарников, намечены автопарковки, подъездные пути. Многие дома, образующие кварталы с закрытыми дворами, радуют яркими фасадами. Примечательно, что сдаются они жильцам по принципу «заезжай и живи». Удаленность Левенцовки в данном случае оборачивается достоинством. Как уже говорилось, цена квадратного метра жилья здесь заметно ниже. И это позволяет застройщикам и покупателям уходить от набившего всем оскомину стройварианта в пользу отделки «под ключ».
Разумно распределена сеть магазинов, намечено строительство рынка. Будет построена котельная мощностью не менее 20 мегаватт. Иными словами, все инфраструктурные проекты – как намечаемые, так и уже реализуемые – рассчитаны на перспективу.