Южная столица наряду с Краснодаром и другими 11 крупными городами страны будет включена в соответствующую госпрограмму.
На эти цели программа резервирует 400 млрд рублей. На определенную часть этой суммы может рассчитывать и Ростов. Но для этого областным властям потребуется пересмотреть закон «О концессиях». Туда следует внести изменения, которые дали бы возможность заключать концессионные соглашения с одновременным участием как региона, так и муниципалитета. Насколько известно, такие поправки уже готовятся, и необходимый законопроект может быть вынесен на обсуждение в донском парламенте уже в мае месяце.
Что же касается федеральной программы, то базовыми источниками ее финансирования явятся инфраструктурные бюджетные кредиты. Называются средства Фонда национального благосостояния – примерно 120 млрд рублей, – кредиты госкорпорации ВЭБ.РФ. И, разумеется, капиталы инвесторов.
Как уже неоднократно отмечало «Наше время» со ссылкой на ответственных областных и муниципальных чиновников, суммарные инвестиции, которые привлекаются для создания в Ростове сети скоростного трамвая, достигают 51 млрд. рублей. Из них 35 млрд рублей — внебюджетные средства, а еще 15 млрд представляют собой средства инфраструктурного бюджетного кредита.
На эти суммы в Ростове в ближайшие 12-13 лет в три этапа намечается реконструировать и проложить заново почти 123 километра трамвайных путей. Предстоит отстроить два трамвайных депо и закупить 98 единиц современных трамваев. К реализации проекта приступает компания «Синара», занимающаяся сегодня также коренной реконструкцией трамвая в Таганроге.
При этом одним лишь «трамвайным ренессансом» дело в Ростове не ограничится. Вопрос ставится шире: необходимо модернизировать городской электротранспорт в целом. В том числе и провести постепенную замену отслуживших свое городских автобусов на электробусы.
Последнее в Ростове пока находится в зачаточном состоянии. Один-единственный электробус «КамАЗ-6282», поставленный в город в пору подготовки к мундиалю 2018 года, короткое время ездил по 88-мумаршруту – от Привокзальной площади до Исторического парка. Однако большую часть времени машина, купленная за 37 млн рублей, простаивала из-за поломок. Запчасти на электробус пока в большом дефиците. По этой причине нельзя серьезно рассчитывать на ростовский электробус и сегодня. Да и не решает дела наличие единственной машины.
Но при всех сложностях задачи следует заметить, что никакого иного варианта, кроме коренной модернизации городского транспорта, Ростову не оставлено. С вековой мечтой ростовчан о метро придется расстаться окончательно и бесповоротно. Как заявил на днях вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий наряду с инфраструктурной темой также и развитие Юга России, из всех городов страны, где имеется метрополитен, он рентабелен только в Москве и Петербурге. Там, где пассажиропоток в часы пик превышает 20 тыс. человек. В других городах этого нет, и по этой причине развивать этот вид транспорта там пока нецелесообразно. Однако по ряду чисто технических причин в предстоящее время будут реализованы проекты метро в Челябинске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Красноярске. Этим список и ограничивается.
Таким образом, у Ростова не осталось никаких других транспортных надежд, кроме скоростного трамвая в тесной увязке этого проекта с развитием городской электрички и коренной реконструкцией всех остальных видов коммунального пассажирского транспорта.