Стоит ли говорить с детьми о военных действиях и угрозах теракта? Какие слова подобрать для ребенка, объясняя, почему близкий человек отправился в зону конфликта? Об этом мы спросили Ангелину МАЛЫШЕВУ, психолога государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям города Ростова-на-Дону».
Как общаться с детьми на тему военной спецоперации на Украине?
– Взрослому, который будет доносить информацию до ребенка, необходимо быть спокойным. По возможности не транслировать свой страх и тревогу. Но при этом, если страшно, не нужно притворяться и говорить, что все хорошо, – дети очень чувствительны. По возможности дозированно и с учетом возраста ребенка расскажите о том, что происходит. Говорите простыми и понятными словами, например: «Сейчас возникла сложная ситуация. Случился конфликт, который пока не смогли решить мирно и договориться. Когда это закончится? Я не знаю, но верю, что скоро. Сейчас многие прикладывают усилия, чтобы конфликт наконец разрешился». Вообще, постарайтесь ответить на все возникающие детские вопросы.
Как общаться с детьми, если в зоне конфликта живут родственники и им угрожает опасность?
– Постарайтесь донести до детей, что ваши родственники – взрослые люди, и они сделают все возможное, чтобы защитить себя от опасности.
Когда общаетесь с самими родственниками, а дети находятся рядом, старайтесь не разговаривать о политике. Попробуйте транслировать своим родным ваше к ним отношение (забота, любовь). Дети это чувствуют, а родственники должны понять, что в первую очередь они для вас близкие и родные люди, о которых вы хотите позаботиться. Вы можете предложить свою посильную помощь, например жилье, чтобы они могли пожить у вас первое время, но будьте готовы к тому, что не все готовы уехать из своего дома, даже в столь напряженной обстановке.
Как общаться, если в зону спецоперации отправился выполнять свой долг родственник, например отец?
– Хорошо, если разговор с ребенком будет происходить дома, в безопасной обстановке. Важно, чтобы в этот момент вас ничего не отвлекало. Если ребенок маленький, то присядьте на корточки, а если вы общаетесь с подростком, то сядьте рядом. Главная цель разговора – не напугать ребенка, а объяснить, что происходит. Будет здорово, если разговаривать будут папа и мама. Главная цель разговора – не только в доступной форме объяснить, что происходит, но также дать маленькому собеседнику ощущение безопасности и опоры.
Детям необходимо, чтобы взрослые обозначали их чувства и эмоции, например: «Я вижу, что ты расстроился и испугался, так бывает». Важно уточнить у ребенка, все ли он понял, есть ли у него вопросы. Если да, постарайтесь на них ответить. Если вдруг ребенок начинает плакать, то не нужно его отвлекать и развлекать, просто будьте рядом и дайте возможность выплакаться.
Если же подросток задает сложные вопросы, на которые не знаете ответа, то можете прямо об этом сказать: «Я не могу ответить сейчас на твой вопрос. Давай попробуем вместе разобраться в этом вопросе или обратимся за помощью».
Обсудите с ребенком, как поменяется его привычный уклад жизни, если в зону спецоперации отправился близкий родственник. Если раньше ребенка в школу отвозил папа, то обсудите, как теперь он будет добираться.
Возможно, у вас был запланирован совместный отдых или долгожданная покупка, которые теперь пришлось отложить. В этом случае пообещайте ребенку, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы ему было комфортно.
Максимально сохраните привычный уклад жизни: если раньше вы семьей куда-то ходили, то продолжайте это делать временно без папы. Помогайте следить ребенку за режимом сна и отдыха, поддерживайте. Если это малыши, то лепите, рисуйте с ними – дети активно выплескивают свои эмоции через творчество. Ребенок постарше может начать вести себя замкнуто – не оставляйте его, продолжайте быть рядом, спрашивайте о чем-либо, интересуйтесь. Тут будет нелишним тактильный контакт (похлопывание по плечу, массаж).
Если вам очень сложно справляться со своими эмоциями, и ребенок видит, что вы плачете, скажите, что вам сейчас очень тяжело, но не жалуйтесь – ребенок не сможет вам помочь, обратитесь за психологической помощью.
Можно ли с детьми смотреть, прослушивать новости из зоны военных действий?
– По возможности оградите детей от этой информации. Если ребенок о чем-то спросит, знакомьте только с фактами, без лишних деталей.
Как общаться с детьми на тему террористической угрозы, в том числе в школах?
– В первую очередь ребенка нужно познакомить с правилами безопасности при возникновении угрозы. Но не перегибайте палку – ребенок не должен бояться. Чтобы этого добиться, детей необходимо тренировать, например различными учениями в садиках, школах, через мультики, книги. Вы можете самостоятельно рассказать своим детям, как необходимо вести себя при опасности. Самые базовые правила: молчать; не плакать (это часто раздражает нападающих); спрятаться за парту; если есть телефон или часы, нажать тревожную кнопку.
Стоит ли сообщать детям о свершившихся терактах, обсуждать их?
– Не нужно говорить ребенку обо всех свершившихся в мире терактах. Важно обсудить те, о которых ребенок спросит сам, или те, что несут потенциальную угрозу – чтобы ребенок понимал, как нужно вести себя в подобной ситуации. Важно! Не пугайте ребенка, а еще раз проговорите, потренируйтесь дома, посмотрите мультик (фильм), как вести себя при угрозе.
Как объяснить детям, что они должны быть бдительны в связи с террористической угрозой, но не спровоцировать их нервозность?
– Спокойным, размеренным тоном объясните, что в мире происходят различные ситуации, и бывают люди, которые не могут иначе выражать свою злость и беспомощность, кроме как агрессивно вести себя по отношению к окружающим. Нервозность и тревога возникает тогда, когда мы не знаем, как поступить (от неизвестности).
У детей необходимо сформировать навыки поведения в опасных ситуациях, и тогда они будут спокойнее относиться к потенциальной угрозе – ведь у них будет инструмент, которым можно пользоваться.