Чуть больше месяца прошло с открытия нового ростовского аэропорта. Как действует сегодня «Платов»? Мы решили выяснить это на месте.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Сразу скажем: все, что касается организации воздушного движения, в новом аэропорту сумели наладить четко и быстро. Переход сюда из старой воздушной гавани произошел, как и было обещано: практически за сутки.
Результат впечатляет. На достаточно компактной площади аэровокзала разместились все необходимые и современно организованные службы. Рациональное расположение стоек регистрации позволяет избежать толкотни и очередей. Есть и несколько терминалов автоматической регистрации в центре зала.
За первый месяц работы «Платов» принял и отправил 2500 самолетов и обслужил 250000 пассажиров – по 1800 в час. Иными словами, при таких показателях годовой пассажиропоток не превысит трех миллионов человек. Ну, может, в дни мундиаля подрастет. Однако, рассчитанный на прием пяти миллионов пассажиров в год, «Платов» с июньским наплывом футбольных болельщиков и туристов должен справиться. Да и расположен новый аэропорт удачно: туманы и снежные заносы в районе станицы Грушевской редки.
Для тех, кто впервые прилетает на Дон, «Платов» становится широко распахнутыми воротами в южную столицу. На полиэкранах в залах аэровокзала можно увидеть все, чем живет сегодня Ростов и область. А недавно открытая мультимедийная экспозиция «Платов и его время» расскажет о славной донской истории.
Донские товары представлены на полках торговых точек, стилизованных под хуторские лавки, с крышами, укрытыми свежей зеленью. Если бы еще и цена товаров была божеской…Но запредельные ценовые взлеты, увы, всем наших вокзалам свойственны – и воздушным, и железнодорожным, и автовокзалам. То, что в городе можно купить задешево, здесь тебе продадут на порядок дороже.
Напрягают и цены предоставляемых в «Платове» транспортных услуг. Так, расположенная рядом с аэровокзалом парковка требует только за въезд 200 рублей. Когда будешь забирать машину, паркомат тебе щедро добавит за каждый час стоянки. Так что приехать в аэропорт на собственном авто, оставить его на парковке в ожидании, пока ты слетаешь в дальние края и вернешься оттуда, – подобное не каждый толстосум себе сможет позволить. Стоимость парковки способна многократно превысить цену билета в бизнес-классе в оба конца.
Вроде бы есть на территории «Платова» и бесплатная парковка, но она далеко и неудобно расположена. Значит, с багажом не разбежишься… Так что разумной альтернативы платной и дорогой парковке, по сути, нет. Что и обусловило поведение народа, оставляющего своих железных коней на обочинах дорог вблизи шлагбаумов привокзальной площади.
Недешевыми оказываются и услуги такси. Заезжать на привокзальную площадь могут только машины предприятия, выигравшего тендер. Для остальных путь на площадь если и не заказан, то уставлен преградами в виде солидной стоимости заезда и пребывания. Что, естественно, таксисты вынуждены забивать в тариф. Или же сиротливо жаться в отдалении в надежде, что кто-то из нежелающих переплачивать доберется до них. «Своя» же таксомоторная фирма, чья стойка имеется на видном месте в здании аэровокзала, возит в Ростов за 1200-1800 рублей – в зависимости от района города. Цены, можно сказать, приближаются к московским.
Нам повторяют, что с помощью такого деления таксопарков на «белых» и «черных» ведется борьба с частниками-«бомбилами», безбожно завышающими цену проезда. Но ведь только разумная конкуренция способна держать разумную цену. Везде и всегда… Думается, тут есть над чем подумать антимонопольщикам.
Ну, а тех, кто пользуется общественным транспортом, прямо на площади перед аэровокзалом ждут маршрутки. «Форды» и «мерседесы» следуют в Ростов в челночном режиме каждые полчаса. Направлений два: на главный железнодорожный вокзал (маршрут № 285) и на Октябрьскую площадь, рядом с которой расположен пригородный автовокзал южной столицы (маршрут № 286). Преимущество первого маршрута в том, что микроавтобус едет по специально проложенной к «Платову» от щепкинского поворота дороге и далее – по левому берегу Дона, практически не заезжая в город, а значит, и не рискуя увязнуть в пробках. Стоит этот более протяженный маршрут 95 рублей. Тогда как 286-й маршрут с выездом на автомагистраль М-4 «Дон» и далее по Новочеркасскому шоссе до восточного въезда в Ростов обойдется на 20 рублей дешевле. Но и вероятность увязнуть в пробке тут выше.
Правда, в тот день, когда мы навестили «Платов», поездка по обоим маршрутам заняла всего по 40 минут. Может, повезло после праздников, когда транспорта на дорогах поменьше. А может, и вправду на это время можно ориентироваться, когда собираешься из Ростова на самолет. Обещаем еще раз проверить в теплые, а значит, и более многолюдные месяцы. Тем более что коллеги, побывавшие в «Платове» вечером, вернулись оттуда с не самыми радужными впечатлениями.
На днях число машин на двух маршрутах увеличили, но справиться с одним серьезным недостатком маршруток это никак не позволит. Имеется в виду неприспособленность микроавтобусов для перевозки багажа. Тесный салон оказывается буквально уставлен сумками и чемоданами. Что вызывает у людей вполне понятное недовольство.
Избавиться от этого можно, только пустив к «Платову» автобусы большой вместимости. Причем, как из Ростова, так и из близлежащих Новочеркасска и Шахт. Упорно поговаривают о намерении организовать заезд в аэропорт автобусов, следующих с севера области в Ростов по трассе М-4. Правда, вопроса надежного и комфортного автобусного сообщения южной столицы со своим аэропортом это не снимает.
И здесь, пожалуй, стоило бы присмотреться к работе московского аэропорта Внуково, сравнимого по масштабам и по расстоянию до города с «Платовым». Изучить, как и куда ходят оттуда автобусы, а куда пущены маршрутки. Об аэроэкспрессах и тем более о легком метро говорить не станем – пока это, скорее, прожекты. Хотя технически пустить обычную электричку на Новочеркасск и Шахты по железнодорожной ветке через «Платов» возможно. И технически, и финансово.
Впрочем, пока дело могла бы решить транспортная схема, существовавшая в позднесоветской Москве. Когда автобусы забирали пассажиров от здания аэровокзала на Ленинградском шоссе и везли их в аэропорты прямо к самолетам. Что касается досмотра и регистрации, то их люди проходили непосредственно в здании аэровокзала.
Думается, у нас такая схема могла бы сработать. Благо и здание соответствующее имеется – закрытый с 7 декабря терминал старого аэропорта. Он мог бы еще послужить по прямому назначению, не превращаясь в очередной торговый центр.
Правда, и Е. Чудновский – гендиректор управляющей компании «Аэропорты регионов», в чьем ведении находится «Платов», и федеральный министр транспорта М. Соколов считают такую схему вчерашним днем. Для Москвы, может, это и так. Только не для Ростова, чье развитие по понятным причинам от федеральной столицы отстает. Но ведь и то, что нам предложено сегодня, современным требованиям мало отвечает.
А под занавес – озорная мысль. Интересно, как повел бы себя атаман Платов, окажись он вдруг в аэропорту своего имени, где оно красуется на фасаде? Почему-то думается, граф Матвей Иванович был бы приятно поражен этим фактом. И самолетов бы совсем не испугался. С присущей ему храбростью слетал бы в Москву, а то и в Петербург. А вернувшись, отправился бы к себе в Новочеркасск или в Малое Мишкино. Вот только вряд ли воспользовался бы маршруткой. Предложенным областным начальством персональным лимузином – тоже. Скорее, помчался бы через все пробки в седле горячего скакуна…
Свои вопросы и пожелания пассажиры «Платова» могут направлять по электронной почте kontrol.mintrans@donland.ru, а также по телефонам: (863) 227-61-19 (круглосуточная диспетчерская АТП), (863) 253-57-27 (круглосуточная диспетчерская областного минтранса) или по телефону (863) 266-55-07 (с 09.00 до 17.00 в рабочие дни).
Видео Владимира Апарина