Описаний событий прошлого века у нас предостаточно. Мнений и позиций — еще больше. А как на дела своих предков смотрят современные подростки? Как нанизывают полученные из прессы и Интернета «новые подробности» на усвоенные в школе уроки истории?
Это мы и обсуждали со старшеклассниками школы № 24 города Гуково. В первую очередь, темы, поднятые в материалах
СТОИТ ЛИ ЧЕРЕЗ ТРИ ПОКОЛЕНИЯ «ОТВЕЧАТЬ» ЗА ДЕЙСТВИЯ СВОИХ ДЕДОВ?
Встретили меня ребята настороженно. Их предупредили заранее о визите журналиста областной газеты и о теме беседы. Возможно, они ожидали пространной лекции на тему «Патриотизм и что у нас свято». Не стала обманывать их ожидания и первым делом поинтересовалась, когда же у нас была Вторая мировая война.
На уловку школьники не поддались и с Великой Отечественной не перепутали. И тут же попались на датах окончания: только один вспомнил, что общемировые сражения, к сожалению, закончились лишь в сентябре
А день Победы Что это для вас?
Ребята воспринимали 9 Мая вовсе не как «дату». Пафос этого Дня для школьников оказался неожиданно серьезным и осознанным, и отвечали они не
Это символ того, что наши деды выстояли.
Если бы не было Победы, не было бы нас.
Через эту войну мы поняли, насколько мощной была наша страна, какими сильными были наши люди. Они победили вопреки всему.
Гордость и благодарность вот определяющие слова. Равнодушия в этом вопросе нет, как бы нас ни старались убедить социологи.
А как относятся к «проигравшей» стороне?
Как вы думаете, что накануне 9 Мая чувствуют ваши сверстники в Германии?
Стараются забыть как страшный сон!
Смешок «в студии», но на некоторое время ребята приумолкли. Нет,
А это неправильно, даже потомки тех, кто развязал войну, должны обязательно исправлять все последствия.
Они должны извиниться за то, что сделали их родители.
А мы?
А нам за что?!
Сталинизм: репрессии, оккупация
Благодаря или вопреки, но Победа была одержана в годы правления Сталина. А происходили в это время не только сражения за Родину. Учебники истории говорят одно, по телевизору немного другое.
Ребята ощущают, что истина
Эти действия были оправданы временем, наконец формулирует одна из девушек. Остальные тут же поддерживают.
Все эти репрессии были просто необходимы, без таких мер мы вряд ли бы справились с фашизмом.
Как можно осуждать, мы ведь спасли и их от фашизма!
И тут прозвучало как раз то, чего, признаюсь, ожидала с нетерпением.
У нас было много таких ситуаций, со всех сторон. Что, за всё просить прощения?! И вообще, конкретно каждый человек не должен извиняться за своих предков!
На пару минут последняя мысль полностью поглотила ребят, вызвав всеобщее одобрение. Пока не прозвучало неуверенное:
А немцы? Они же
Как требовать извинений за «дела минувшие» от одних, а самим остаться незапятнанными? Ведь помнят из уроков истории: «дружественным» народам порой приходилось несладко: и целые народы с насиженных мест увозили, и Сибирь «заселяли».
Каяться будем?
Нет! хором.
Разговор у нас получился доверительным, и ребята лицемерить не стали: не чувствуют они необходимости извиняться за «оккупацию», пусть даже другие страны сейчас стали предъявлять все больше претензий по этому поводу. И это не «информационная недоработка», а их личные ощущения истории.
И немцам, наверное, не стоит, задумчиво произнесла школьница. Они же этого не совершали. А если постоянно попрекать, они только озлобятся и будут мстить. Так неправильно
Помнить и делать выводы. Только такой выход видят современные подростки в этой ситуации. Постараться не допустить того, за что потом будут «каяться» наши дети и внуки. Но отвечать спустя полвека это слишком. И нам. И им.
Как праздник военнослужащего 23 февраля ребятами не воспринимается. Наверное, поэтому историю этой даты они не сразу смогли связать с несуществующей уже Красной Армией. Не запоминается то, что не нужно.
Для школьников это ответный реверанс Восьмому марта, «день мужчин вообще».
Мы поздравляем мальчиков как будущих солдат. Авансом
А в армии служить хотите?
Ну разумеется! мальчишки, традиционно оккупировавшие «галерку», улыбаются. Просто горят желанием прямо сейчас пойти в военкомат, я бы сказала
А если будет возможность легально и бесплатно «откосить», пойдете?
Таких не оказалось. Защитник и военнослужащий для ребят не одно и то же. Приди, как в
А почему тогда мы только
Правда, в шутку. Традиция в этот день чествовать именно мужчин почти вековая, и отказываться от нее не будут, назови его завтра более конкретным «Днем военнообязанного». Все равно воспринимается он не так, как указывают в постановлениях президента «О назначении выходного дня в честь праздника ».
Но вот что интересно: парней такая потеря монополии на «гендерную функцию» защищать и оберегать вовсе не радует. И эту свою обязанность (а
Будь сейчас нормальные условия для несения службы
Побежали бы!
Сначала я подумала, что мальчишки снова шутят. Нет. Действительно бы побежали, сразу после выпускного вечера в школе.
Удивительно?
Если платили бы зарплату, не было бы страха стать инвалидом
У меня брат служил по контракту, машину потом купил. Только потом долго болел .
И чтобы занимались действительно военной подготовкой, а не красили траву
И я бы туда пошла, мечтательно заметила одна девушка. Мужская половина класса на нее ревностно покосилась: «Для тебя мест не хватит».
Не получается ли так, что смысл Дня защитника Отечества, прямо указывающий именно на военных, смазался именно потому, что у ребят совершенно два разных понятия: современная армия и «как должно быть, если война придет»?
Причем условия содержания американских солдат, с обязательным мороженым на десерт и туалетной бумагой особой марки, вызывает у наших ребят смех. Никто и не представляет, что в наших казармах все будут валяться в халатах с ноутбуками и выбирать на обед блюда из меню. Дедовщина, чересчур «спартанские» условия жизни, бесплатно потерянный год жизни Да и по популярности профессия военного даже не в первой десятке. Хотя для многих ребят была бы интересной, в «войнушку» в детстве играли многие.
Защитник Отечества как истинно мужская работа, пока, к сожалению, лишь в представлениях ребят. И станет ли 23 февраля действительно профессиональным праздником без «исторической привязки» к уже несуществующим армиям, а не эфемерным «днем носящих усы» вопрос не столько из области информации.
P.S. Лично меня в этом разговоре больше всего порадовал один факт. Беседуя и споря о прошлом и настоящем России, все ребята говорили «мы». Мы победили, мы пострадали, мы будем делать А это для единой страны и одного, пусть многонационального, народа очень многого стоит.
Наталья Буканова, директор школы № 24 Гуково:
«Сейчас ребятам достаточно сложно сориентироваться: смысл некоторых праздников им не могут пояснить и взрослые сами не знают. Ведь принято, что каждое событие имеет свою историю и конкретное значение, пусть даже сейчас осуждаемое. Был ведь у нас праздник 7 ноября. Почему же его отменили? И отмечали его пусть не как радостный день, но переломную для нашей страны дату это тоже наша история. Во Франции до сих пор празднуют день взятия Бастилии именно как веху. Если бы мы более осторожно относились к истории, вероятно, в голове ребят было бы чуть меньше путаницы».