Фото/Видео: Мария Золотарева
Входишь на школьный двор — и попадаешь на старинное казачье подворье с плетнем и колодцем, погребом и печью, деревянным навесом и лавками. Все экспонаты ребята, как говорит директор школы Елена Филина, или нашли во время поисковых экспедиций, или смастерили вместе с родителями. В теплое время года здесь часто проводятся уроки по изучению истории донского края.
Рядом со школой находится и мемориальный комплекс, установленный в память о станичниках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. На плитах десятки фамилий. «Мы продолжаем в архивах находить все новые и новые имена, — говорит Елена Ивановна. — Пока установили сто шестьдесят три фамилии. Жаль, что их до сих пор нет на памятнике. Хотя местная власть все обещает решить этот вопрос».
Чуть подальше, возле православного храма, в прошлом году силами педагогического коллектива и казачества открыли памятный камень в честь односельчан, репрессированных в прошлом веке. А совсем недавно, первого сентября, на камне появились еще две плиты. На одной — фамилии генералов — уроженцев станицы. На другой — Георгиевских кавалеров времен Первой мировой войны.
Елена Филина — очень активный человек. Краеведческой работой она занялась более тридцати лет назад, когда сама еще работала председателем сельского совета. Тогда и стала собирать материалы для будущего музея.
Сегодня те первые экспонаты находятся в музее средней школы, которой руководит Филина не один год. Эту буденновку подарил казак из Усть-Донецка Гуськов; штык принес ученик Давид Шутей; письмо неизвестного казака с фронтов Первой мировой нашел на чердаке своего дома другой ученик Саша Агафонов…
— Наш музей, — говорит Елена Ивановна, — это большой коллективный труд. В начале каждого учебного года классы получают поисковое задание. Темы — самые различные. В прошлом году, например, ребята работали над свободной: приходили и выбирали любой музейный экспонат, а затем описывали его историю. Пятиклассники изучили казачью посуду. Восьмиклассники познакомились с историей развития военной формы и вооружений. А четвероклассники рассказали о зеркалах и швейных машинках.
Елена Ивановна, кстати, показала и вырезки материалов из нашей газеты, помещаемые под рубрикой «История вещей». «Очень интересная информация, - поблагодарила она журналистов «Нашего времени». – И большое подспорье в нашей исследовательской работе. Мы их все собираем».
Экспозиция школьного музея охватывает разные страницы истории государства Российского и донского казачества, а современность граничит здесь с давно минувшими веками.
Юным краеведам вместе со взрослыми членами поисковых отрядов уже удалось создать Книгу памяти Нижнекундрюченского сельского поселения, которая продолжает пополняться новыми фамилиями. Ребята собрали материал по каждой организации и учреждению, расположенным на территории поселения. Оформили альбом о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, и стенды о героях локальных войн — выпускниках школы.
Для того, чтобы только бегло познакомиться с материалами школьного музея, мне понадобилось несколько часов. Многие из них просто бесценны. Как, например, письмо казака, присланное домой с фронтов Первой мировой войны в январе 1915 года. Среди бесхитростных строк, адресованных милому другу, супруге Настасее Яковлевне с пожеланиями здоровья и хранения верности, есть и надежды простых солдат на скорое окончание войны. «Ожидаем мы в етых двух месятсах, — пишет казак, — замирения. Поговаривают наши начальники, что австрияки просють миру…». Что интересно, о «военной тайне» солдат пишет между строк основного письма, развернув листок в обратном направлении. Видимо, надеясь, что цензоры не разгадают его хитрость.
— Мы к столетию Первой мировой войны уже собрали немало материалов, — говорит Филина. — Оказывается, среди наших земляков было пять генералов и четырнадцать Георгиевских кавалеров.
Теперь о каждом из этих героев ученики могут с гордостью рассказать подробную историю, а их портреты находятся в музее, где часто бывают жители станицы и гости.
Каждый месяц в музее проводятся тематические встречи, которые готовят школьники вместе с учителями. Поисковые экспедиции, реликвии, которые нашли они сами, радость открытий и гордость за свой народ — такое не забывается и остается в душе навсегда.