На столбе напротив входа в университет висит листок объявления: «Микронаушник для сдачи экзамнов (орфографию сохраняю — Л.К.). Это отличный способ сдать экзамены или написать контрольную любой сложности и при этом не быть замеченным, ведь его размер настолько мал, что полностью невидим в ухе. Аренда и продажа». Дальше адрес страницы «Вконтакте» и номер мобильника.
Фото/Видео: Людмила Кравченко
Микронаушник — это что-то вроде изображенного в «Операции Ы» устройства. Помните: «Экзамен для меня, профессор, всегда праздник». Только ухо заматывать не надо — сказано же в объявлении, что «размер настолько мал…» и т. д. Но ведь для использования в этих целях наушника необходим напарник-подсказчик, который будет вещать в ухо — по типу все той же «Операции Ы»: «Как слышно? Прием. Прием».
Ради чего такие ухищрения? Неужели до такой степени слабы в плане знаний сегодняшние студенты, что во время экзамена им непременно нужны «подручные средства», а без них они — ну никак?
И что за специалисты получатся из таких студентов? А вот какие.
Я скачала для себя отрывок из октябрьской воскресной программы «Вести недели», где во всей красе показаны выпускники (!) столичной Современной гуманитарной академии (на сегодняшний день прием туда студентов прекращен по решению суда). Один из них, лощеный молодой человек (претендент на должность юриста) на вопрос, кто входит в состав правительства России, громко и уверенно произнес: «Полиция, «скорая помощь», учебные заведения…» Это не анекдот — на полном серьезе юноша с дипломом правоведа отвечал, такие у него представления. Приплыли, называется.
Не лучшим образом, утверждают специалисты, обстоят дела с инженерными кадрами (в недавнем послании Президента эта проблема тоже называлась). В советские времена был их переизбыток, а сейчас грамотных инженеров днем с огнем не найдешь. Сами эти специальности теперь нередко сокращаются в пользу гуманитарных. А о том, как сегодня готовят будущих технарей, убеленные сединами мэтры говорят с возмущением и горечью.
— Я не знаю, кто наших так называемых инженеров-бакалавров возьмет на работу, а если возьмет, то будет плакать горькими слезами! — не скрывает эмоций знакомый доцент РГСУ, один из самых авторитетных специалистов в области мостостроения. – За четыре года бакалавриата невозможно подготовить инженера-мостостроителя, а у них год учебы попросту отняли, они не успевают пройти все необходимые дисциплины. К тому же приходят к нам из школы с такими пробелами, что жутко становится. У нас технический вуз, но в нем есть кафедра русского языка и литературы, поскольку приходится учить наших студентов грамотно изъясняться и писать, а иначе — мрак. Прошу, например, студента наизусть прочитать какое-нибудь стихотворение Пушкина (в школе же проходили) — не может. Ну хотя бы, продолжаю, прочтите «…у Лукоморья дуб зеленый, златая цепь…» и т.д. Увы, и это для него непосильно.
…Мой старый школьный товарищ, доцент физфака ЮФУ, занимается преподавательской деятельностью уже лет тридцать. У него тоже, как говорится, накипело. Отсутствие базовых знаний, нацеленность на подсказку (это еще в школе привито – там в сами тестовые задания заложена подсказка) и нежелание напрягаться — вот что он отмечает как наиболее характерные для сегодняшних студентов черты.
— Когда во время занятия надо что-то умножить, в уме никто не считает – сразу же хватаются за смартфоны, — обрисовывает он. — Учебники не штудируют, научную литературу не читают («…зачем, когда есть Википедия»), обычные книги — тоже, хотя лет десять назад еще читали. Спрашиваю, например, на экзамене про закон Кулона. Тут же включаются смартфоны (сужу по доносящемуся откуда-то шуршанию), после чего следует ответ. «Неправильно», — говорю я. «Вы что – не согласны с Википедией?!» — чуть ли не возмущается студент. Объясняю: в Википедии по поводу закона Кулона — разноречивые формулировки, вольно трактующие суть. У молодого человека недоумение в глазах: ведь интернетская информация для них, сегодняшних — нечто сакральное.
А что касается микронаушника, то в нем, по словам моего школьного товарища, особой нужды-то и нет, так как преподаватель в конечном счете будет вынужден проставить оценки даже самым нерадивым. Поскольку иначе должно последовать отчисление, а это, в свою очередь, повлечет сокращение штатов самих преподавателей. Кому ж охота рубить сук, на котором сидишь? Вот и получается: одни делают вид, что учатся, а другие — что экзаменуют.
Но ведь все эти игры со смартфонами-айфонами-микронаушниками и т.д. хороши до поры до времени. А суровая правда жизни в том, что в поствузовской жизни знания, профессиональные навыки необходимы не липовые, а реальные. И если их нет, окажешься «невестой (или женихом) без места»: работодателям балласт не нужен, потребность в офисных хомячках тоже не безгранична. А диплом, если ему предшествовала халява в учебе и на экзаменах, сам по себе ничего не значит, бумажка – и только. Желательно было бы это вовремя осознать, чтобы не было потом мучительно больно и не пришлось, например, физику переквалифицироваться в экспедиторы, а юристу – в «коробейники». Поскольку при любых режимах в любых отраслях все-таки нужны профессионалы, а не взращенные на подсказках митрофанушки.