Кто бы что ни говорил, а школа как была, так и остается центром села. Закрой школу, и через некоторое время опустеют улицы и покинутые дома. А жива школа – и село живет

Директор школы Тоита Годуева демонстрирует школьную виртуальную лабораторию.

– Вот готовим мы праздничный концерт, так приглашаем на него все село. Приходят, смотрят, радуются. Детвора в школе – вообще круглый год: и в учебное время, и на каникулах. Здесь же – все секции и кружки. У нас на базе школы открыт филиал районной ДЮСШ: волейбол, баскетбол, мини-футбол, теннис настольный, шахматы. Недавно вот двух учителей физкультуры заполучила. Молодые парни, – рассказывает директор Никольской средней общеобразовательной школы Тоита Султановна ГОДУЕВА.

Еще недавно сельским школам приходилось выживать изо всех сил. А сегодня уже и жить можно, как говорит Тоита Годуева. В 2005 году в Никольской школе сделали капитальный ремонт. Соединили здание пристройки, где начальные классы и спортзал располагаются, с основным. Теперь ни учителям, ни детворе не приходится по улице бегать. Туалет внутри тоже сделали. Сразу после ремонта укомплектовали образовательное учреждение новой мебелью. Не всей сразу, конечно. Что-то заполучили уже позже – столы со специальным покрытием для кухни, мебель для компьютерного класса…

– У нас кабинет информатики открыт для всех. И дети приходят, и родителям разрешаем. У нас там стоят десять достаточно современных компьютеров. Мы их периодически обновляем. Средства на это из бюджета выделяются. А скоро у нас будет и Интернет с хорошей скоростью – оптоволокно в село уже провели. Кабель в конце прошлого года даже до угла школы дотянули, но закончить погода не позволила. Как только потеплеет, обещали доделать, – рассказывает директор.

 Интернет, конечно, благо. Теперь и ребята из глубинки имеют доступ к той же информации, что и городские. И все зависит от самого ребенка. Вот в прошлом году работа ученицы Никольской школы Дианы Джалиевой победила на областном этапе Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие». У нее был целый большой проект по воздействию домашнего скота на экосферу степи. Потом школьница с учителем представили свою работу на финале в Москве.

– Правда, в Интернете много недостоверной информации. Теперь детей нужно учить ее отбирать, анализировать, перепроверять. А это уже новые требования к учителям. Сегодня нужно соответствовать новой реальности. Как бы банально это ни звучало: шагать в ногу со временем, с прогрессом. Преподавать по старинке уже не получается, – говорит Тоита Султановна.

С прогрессом в Никольской школе, кстати, тоже все в порядке. Современные технологии на компьютерах в кабинете информатики не заканчиваются. Английский язык ребята изучают при помощи лингофонов. Их для школы директор добыла еще в 2014 году. А кабинет биологии и химии недавно оснастили виртуальной лабораторией с электронными микроскопами.

– Для детей, конечно, гораздо интереснее видеть все своими глазами, а не на картинках в учебниках или в обучающих фильмах. А если еще и руками можно потрогать, тогда в них такой интерес и азарт просыпаются! У нас еще недавно в качестве практических занятий по биологии выращивали рассаду овощей. Казалось бы, для деревенских детей в этом ничего необычного быть не должно. Но тут же целые соревнования разворачивались: у кого быстрее семена проклюнутся, лучше рассада взойдет. Потом мы ее высаживали здесь же в школьном дворе. Летом ухаживали. А наши повара потом и капустку свою солили, и огурчики. Детей кормили. И зелень у нас в меню круглый год была. Потом все это пришлось свернуть. Нашлись недовольные: мол, детей работать заставляем. И контролирующие органы сказали: не положено. Все продукты на школьной кухне должны быть с сертификатами от производителей, – рассказывает директор. – Уже второй год мы без своих овощей. Многие родители просят вернуть, а я не могу. Не положено.

Вообще, как считает Тоита Султановна, сельским учителям во многом значительно проще работать, чем городским коллегам. В деревне проще находить общий язык с родителями учеников – все друг друга знают. Да и ребятня всегда под присмотром. Здесь работа учителя не заканчивается, когда он уходит из школы домой. Здесь чужих детей нет.