Дата публикации:
1 апр 2021 г.
В 12 школах области появились новые учебные пособия по истории родного края. И удивительно – понравились и взрослым, и детям. Но попадут ли эти пособия в другие школы?
1421
Проект по изучению истории Донского края с древнейших времен до наших дней сегодня проходит апробацию в 12 школах области. Школьникам он пришелся по душе.
Открытия, находки и ничего лишнего
Эти учебные пособия предназначены для дополнительных занятий. Кто-то скажет: ну вот, еще больше загружают несчастных детей. Я как мама точно не очень бы обрадовалась дополнительной нагрузке. Но тут – другой случай.Мне очень понравились рабочие тетради и учебники. Материал подан ярко, интересно, необычно.
Над проектом «Донской край – наш общий дом» (а учебные пособия – часть проекта) уже не один год работает большая команда историков, учителей, писателей, художников, полиграфистов, программистов. И в учебники они включили самые последние находки и открытия по истории нашего края. Причем подана информация с учетом возраста детей. Тут поработали и оформители, и педагоги, которые хорошо знают, как удержать внимание учеников.
Сейчас книги проходят апробацию в 12 школах области. Издатель собирает все замечания учителей и родителей: где-то терминов нужно дать поменьше, где-то – иллюстрации крупнее.
– В процессе издания учебных пособий иногда у нас возникают споры между учеными и остальными представителями команды, – рассказывает Ольга РЫБАЛЬЧЕНКО, директор ООО «Донской издательский дом» (организация является инициатором проекта). – Первые хотят дать как можно больше информации, конкретики, фотофактов (и это понятно, они стремятся сделать книги более содержательными). Учителя иногда их останавливают: ведь важно, чтобы дети не перегружались, только в этом случае обучение пойдет на пользу.
В итоге учебные пособия получились не очень объемные, с четкой печатью и интересными иллюстрациями. Информация в них изложена доступно, так что уроки краеведения в рамках проекта «Донской край – наш общий дом» может вести практически любой педагог.
К ученым – через интерактивный кабинет
Однако проект включает в себя не только учебного пособия с рабочими тетрадями с 5-го по 10-й класс, в которых знакомят с историей Донского края с древнейших времен до наших дней.С нового учебного года заработает сайт ИДК-РО. Книги, фильмы, адреса музеев, в которых представлены конкретные эпохи, – на сайте любой желающий, заинтересовавшийся краеведением, сможет найти дополнительную информацию по всем темам курса. Например, кому-то захочется посмотреть на домик Семена Михайловича Буденного или на развалины античного Танаиса, изучить наскальные изображения на среднем Дону – вот вам, пожалуйста, адреса, фотографии.
Учебные пособия по изучению истории Дона рассчитаны на 5-10-й классы.
Через виртуальный кабинет сайта можно будет пообщаться с музейными сотрудниками или археологами. Такая возможность может очень пригодиться, например, если у школьников появились вопросы после прочтения параграфа.
Будут на сайте приведены и контакты школьных музеев. Попадут в них наверняка и участники нашего конкурса «Мы помним», ведь в их работах зачастую собрана уникальная информация.
Есть в проекте и третья составляющая. Курс по краеведению охватит историю каждого из 55 муниципалитетов. Сегодня разрабатываются тетради проектных работ по истории малой родины для каждого из них. В работе принимают участие краеведы, учителя и методисты каждого района и города.
Лицензия и не только...
Такая вот масштабная задумка. Кстати, первые шаги к ее реализации были сделаны больше 10 лет назад. В свое время она получила одобрение и от Игоря Гуськова, первого заместителя губернатора Ростовской области, и от Ларисы Тутовой, депутата Госдумы Российской Федерации. По большому счету проект мог бы начать свою реализацию уже со следующего учебного года – он почти доработан, и в школах ему рады.– Курс дает уникальные возможности для синхронизации материала по истории страны и нашего края, – говорит Татьяна НЕЧЕПУРЕНКО, учитель истории и обществознания ростовской школы № 43, автор «Рабочей тетради» для учебного пособия по «Истории Донского края с древнейших времен до конца V века нашей эры». – Он позволяет формировать историческую самоидентификацию ребят, способствует развитию патриотизма. Такой курс очень нужен.
Однако одних лишь лестных отзывов учительского состава для реализации проекта недостаточно. Во-первых, апробация проекта сегодня происходит лишь в 12 школах области, которые издательский дом обеспечил всем необходимым материалом за собственные средства. Для того же чтобы школы могли потратить на учебные пособия свои деньги, книги должны включить в федеральный перечень учебников, попросту – лицензировать. Процедура эта непростая, и, несмотря на то, что учебное пособие касается региональной истории, лицензирование происходит на федеральном уровне.
Кроме того, даже если книги попадут в перечень, до школьника они могут так и не дойти. Потому что список дополнительных занятий формирует каждая конкретная школа. И если краеведение по какой-то причине в него не включат, значит, сколь бы ни был интересен и познавателен курс, школьников с ним так и не познакомят.
Лично мне кажется, если бы эти удивительные учебные пособия (красивые, с лаконичным интересным текстом) любой учитель (или родитель) взял в руки хотя бы один раз, он наверняка бы захотел, чтобы его ученики (или дети) с ними обязательно познакомились поближе.