В областном музее изобразительных искусств открылась выставка живописи выдающегося донского художника Тимофея Теряева.
Фото/Видео: Марина Каминская
Если бы просмотр его полотен задумали сопроводить музыкой, созвучной их духу, то скорее всего звучал бы в этом зале Бах столько в них мощи, глубины, несуетности.
Теряев не терпел халтуры, вспоминал писатель Николай Егоров. Был страшно проницателен, оттого портреты его так правдивы, а некоторые даже предсказывают дальнейшую судьбу человека, который на них изображен.
Мое увлечение современной живописью началось с работ Теряева, сказала директор музея Светлана Крузе. Увлечению предшествовало потрясение. Рассказывают, что Теряев испытал настоящий культурный шок после знакомства с работами Рембрандта. А на меня, наверное, подобное впечатление произвели теряевские холсты.
Кстати, один из самых значительных холстов, представленных здесь, это теряевский потрет Рембрандта.
В свое время некоторые коллеги посмеивались над ним, узнав об этом замысле:
Ты что, видел его, Рембрандта?
А ты что, с Лениным, которого изображаешь, был знаком? отвечал на это Теряев.
Для знатоков изобразительного искусства очевидно, что Тимофей Теряев художник европейского масштаба. Но не сложилось так, чтоб имя его прозвучало на европейском уровне. Не нашлось того, кто занялся бы раскруткой его имени. А сам он был глубоко чужд всему тому, что мы сегодня называем пиаром.
Работы Тимофея Теряева находятся сегодня в музейных собраниях, частных российских и зарубежных коллекциях. И вот какая, быть может, наивная мысль приходит в этой связи: взяли бы донские коллекционеры и почитатели его творчества и создали виртуальную галерею теряевских полотен. Глядишь, и Европа скорее узнала бы о нашем выдающемся земляке.