4-й кинофорум «На родине Чехова», проходивший в Таганроге, я бы назвал праздником некоммерческого кино. Народ очень сильно устал от безвкусицы и безыдейности коммерческого кинематографа. Хочется чистых, светлых идеалов.
Фото/Видео: Сергей Вахонин
Кинофорум начался с показа фильма «Поп», снятого Владимиром Хотиненко. Перед нашими глазами неприукрашенная правда о войне. Но показана она через судьбу православного батюшки, оказавшегося на оккупированной немцами территории. Это фильм о том, как вера, любовь и сострадание к людям помогают сохранить человечность даже в нечеловеческих условиях. Очень важная деталь: сквозь страшную повседневность войны как бы сквозит вторая реальность борьба светлых и темных начал. Речь не о мистике, а о том глубоком понимании смысла происходящего, которое всегда было присуще выдающимся отечественным режиссерам от Тарковского до Бондарчука. И на фоне этой схватки личность главного героя служителя церкви высвечивается лучом нравственного подвига. Это в подлинном смысле слова житие. И еще это взгляд на судьбы людей в войне под неожиданным углом.
Из открытий фестиваля я бы назвал фильм режиссера Владимира Тумаева «Китайская бабушка». Потрясающая картинка обыденной жизни пожилых людей, снятая с особым вниманием к деталям. И все подано с теплым, душевным юмором и любовью, с состраданием к героям и их судьбам.
Действующие лица фестивальных лент люди обыкновенные. Они зачастую подвергаются грубому, безжалостному воздействию окружающих, но, как ни банально это прозвучит, противостоят насилию, грубости и мощи мускулов силой нравственности, веры и любви. Таковы герои фильмов «Апельсиновый сок» режиссера Андрея Прошкина, «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» Анны Чернаковой.
В рамках кинофорума прошла творческая встреча с легендарным режиссером Марленом Хуциевым. В ходе встречи было очевидно: наш зритель вовсе не безропотный, невдумчивый поглотитель бесконечных сериалов. Есть запрос на высокохудожественный кинематограф. Но поскольку такое кино в России снимают мало и оно почти недоступно, граждане готовы десятки раз пересматривать киноленты старых мастеров. Например, ту же киноповесть Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице».