Выдающийся скульптор и художник, наш земляк, автор горельефов на здании драмтеатра им. Горького, Сергей Григорьевич Корольков был настолько легендарной, загадочной фигурой, что даже после того, как я издал о нем солидную монографию, собирая материал по крупицам не только в России, но и в Австрии, Германии, США, жизнь неожиданно открывает новые (да еще какие!) сюжеты его яркой, неординарной биографии.
Эту историю рассказала мне Клавдия Мирошникова, свыше 60 лет проработавшая в Ростовском зоопарке. Зоопарк и Корольков? Что же тут может быть общего? Не будем торопиться
Юность Сергея Королькова прошла на хуторе Шмат станицы Елизаветинской. После смерти отца в Новочеркасске в 1913 году и потери семейных денег в московском банке после 1917-го
Но именно благодаря колоритной фигуре рыбака, которую он поставил на пустынном берегу как своеобразный «маяк», его и заметили приехавшие на этюды в 1926 году ростовские художники. Узнаете поступь судьбы? Он попал в знаменитую школу Чинёнова, которая тогда звалась Первой советской районной художественной школой Донпрофобра. Его талант признали сразу все и художники, и педагоги. Поэтому его приняли с ходу на третий (последний) курс
И вот следующее явление судьбы. На одном курсе с ним учился будущий известный художник А.И.Лактионов, а на курс младше выдающийся в скором времени скульптор Е.В.Вучетич. На одном курсе с Корольковым и Лактионовым училась одна девушка Вера Белоусова. В ней было особое обаяние, привлекательная миловидность, одухотворенные богатым внутренним миром, светом романтической души. Среднего роста, русая, с ладной спортивной фигуркой, с короткой комсомольской стрижкой
До 1924 года училась Вера в Ростовской екатерининской женской гимназии. В 1926м закончила девятилетку. Училась в особой школе, где все было подчинено воспитанию у детей творческого духа. Она называлась Совтрудшкола № 3 им.Буденного (сейчас школа №43). Училась отлично, была хорошим организатором. Большое влияние на нее оказал удивительный педагог В.В. Кегель, создавший при школе первый в России «живой уголок» (позже он будет преобразован в школьный зоосад, а затем в Ростовский зоопарк). Вера буквально «прилипла» к «живому уголку» и уже в 1926 году была участницей съезда юных натуралистов.
Позже, когда К. Мирошникова будет создавать музей зоопарка, то издаст о нем интересную книжку. Во время поисков энтузиастов создания школьного зоосада она и познакомится с Верой Белоусовой, которая расскажет ей о своей любви к Королькову. Вера по ее просьбе напишет для книги несколько документальных рассказов о животных зоопарка. В одном из них есть необычный сюжет. Вера, еще девочка, защищая уток и гусей от медведицы, выбравшейся из своей клетки, пойдет на огромного, вышедшего
Вера Белоусова не только любила животных, но и обожала их рисовать к этому у неё были явные способности. Такое увлечение и привело девочку в художественную школу. Она уже училась на 3-м курсе, когда к ним в группу пришел новичок Сергей Корольков
А в те годы Вера Белоусова дружила с Александром Лактионовым. Он был артистически импозантен, не по возрасту важен, так сказать,
На Веру обращал внимание и Евгений Вучетич. Разумеется, и Корольков тоже. Складывался настоящий «четырехугольник». И хотя все «рыцари» примерно были сверстниками (Сергею в 1929-м было 24 года, Вучетич на три года, Лактионов на пять, Вера на 4 года младше его), Корольков несомненно обладал еще одним преимуществом гораздо большим жизненным опытом, сложившимся мировидением. Жизнь многому научила его. Хотя и Вучетич к тому времени успел погоняться за бандами басмачей в Средней Азии.
Учась в школе Чинёнова, Корольков в 1928 году работал штатным художником в молодежной газете «Большевистская смена» чтобы прокормить не только себя, но и стареющую мать. «Штампуя» сатирические зарисовки, карикатуры на комсомольских чинуш и бюрократов, он параллельно (!) создал цикл эротических рисунков на текст анонимной поэмы «Лука Мудищев». И хотя позже он, полуотрекаясь, назовет эту работу «грехом своей молодости», нам кажется появление этих рисунков очень симптоматичным.
С точки зрения художественности, для нас они интересны как подтверждение бесконечной фантазии молодого рисовальщика, это еще одно доказательство разнообразия его творческих приемов.
Как же он рисковал, показывая свои иллюстрации к «Луке Мудищеву» в редакции комсомольской газеты! Такую самостоятельность, независимость обычно проявляют люди подлинного таланта, создающего им «психологическую защиту» от обыденности и угроз жизни.
Сергей Корольков по всем статьям явно «переигрывал» своих
Здесь, взявшись за руки, ходили они по прекрасному, умиротворяющему берегу Дона. Наверное, строили планы на будущее, как все молодожены. Всматривались в очертания соседней Елизаветовки, купались Они любили друг друга. Но их счастье было недолгим. И их ладья, думается, разбилась на берегах Дона совсем не о быт.
Сергей весь был поглощен творчеством, такова природа подлинного таланта человек не принадлежит себе. Он не мог представить себя без карандаша и бумаги, с которыми не расставался с пяти лет. Ведь когда он жил в Шмате и рыболовствовал, если путина затягивалась шла рыба, он метался, как в вентере его любимая рыбалка мешала ему рисовать! А тут семья, дети. Сергей не был тогда готов к такому повороту, он не мог «поступиться принципами», которые диктовала ему свобода творчества. Сказалось еще и то, что старообрядческая семья Корольковых с её большой религиозной роднёй жила по старым правилам «казачьего домостроя», придерживаясь жестких традиций. А ведь времято на дворе было уже совсем другое. Комсомольская эмансипация, девушки в красных косынках, общественные собрания, митинги А Вера, как, надеюсь, помнят читатели, была общественницей. Она убежала от него, пряталась у подруги. Сергей искал ее везде, но не нашел Они расстались в 1931 году.
Возможно, сыграло свою роль и то, что Вера жила «в ногу со временем». Она выросла в советской школе и верила тому, о чем с утра до вечера говорила официальная пропаганда (это подтвердит потом вся ее дальнейшая жизнь). А Сергей Корольков, донской казак, впитавший совсем другие обычаи и жизненные установки, чье раннее детство прошло в обеспеченной семье, жил совсем иной духовной жизнью. Думается, у них с Верой состоялся во время их совместной жизни не один разговор на эти темы, но «переделать» друг друга они не могли, да это и невозможно вообще.
После окончания художественной школы Вера Белоусова (кстати, она не меняла фамилию в двух своих браках) делает крутой поворот в своей судьбе. Сергей в начале 1930 года уезжает в Москву в поисках новых возможностей. Белоусова поступает на геологическое отделение геофака РГУ, учится
Она никогда не забывала Сергея Королькова. Да и он помнил о ней всегда. Учеба и их любовь в художественной школе счастливое время юности, блаженные годы бытия. Вера не раз получала из Америки письма от Сергея Григорьевича и вырезки из эмигрантских казачьих газет, в которых рассказывалось об успехах донского мастера. По словам Мирошниковой, эти материалы передавали Белоусовой через Луцевич, подругу детства Веры, с которой она училась все годы в одной школе. Луцевич и её муж работали в США в посольстве СССР, и у них была возможность переправлять в Ростов весточки от Королькова. Последними пришли
Владислав Смирнов,
профессор ЮФУ.
Фотографии из архивов Л.А. Барсуковой (племянницы В.П. Белоусовой) и К.К. Мирошниковой