Пушки палят, редут солдаты выстраивают за авансценой, чуть ли не в зрительном зале. В Ростовском академическом театре драмы им. Горького — спектакль редкого жанра: баталия. Называется «Фельдмаршал Кутузов», или — «1812».
Постановка (режиссер народный артист России Николай Сорокин) дважды юбилейная. В том смысле, что создали спектакль в честь 200-летия победы над Наполеоном и грядущего 150-летия Ростовского театра. Первый повод понятен, второй, пожалуй, требует пояснения. Дело в том, что к 150-му своему дню рождения Ростовский театр драмы задумал вернуть на афишу ряд названий, волновавших публику в былые годы. А «Фельдмаршал Кутузов» был когда-то фантастически популярен.
Эту пьесу в стихах лауреата Сталинской премии Владимира Соловьева (за «Фельдмаршала» и наградили) театр поставил в 1941 году. 29 апреля наша газета («Большевистская смена») опубликовала отклик Виталия Закруткина на постановку. Закруткин сделал ряд замечаний и пожеланий (к примеру, чтобы отряд Дениса Давыдова был более многочислен, и их «ура» звучало бы мощнее), но в целом оценил спектакль как хороший, острый, патриотичный.
Война изменила его финал. К Кутузову и его храбрецам присоединялись Александр Невский и Петр Первый, Суворов, Чапаев и рассказывали, как врагов Отечества бивали. В зрительном зале поднимались донские казаки, представители разных родов войск Красной Армии и заверяли, что славы их не посрамят.
Это было потрясающе. О нашем спектакле с восторгом писала главная советская газета тех лет «Правда».
Есть в истории постановки и щемящая нота. Специально для нашего спектакля композитор Борис Фомин и поэт Григорий Гридов написали песню с боевым припевом: «Мы не раз и не два недруга учили обходить стороной русские луга. И не раз, и не два мы в поход ходили. И не раз, и не два били мы врага». Ноты и текст этой песни отпечатали для бойцов как листовку. Но Гридов об этом не узнал: ушел на фронт военкором и погиб в первые месяцы войны.
Этот непридуманный героико-драматический сюжет мог бы стать основой для литературно-театральной композиции в рамках какого-нибудь юбилейного театрального цикла (ну, допустим: «Вспоминая спектакли-легенды»). А вот удастся ли вдохнуть новую жизнь в старую соловьевскую пьесу? Хотя обстановка вновь вроде как боевая: там Народный фронт, здесь Народное ополчение, сомневаюсь.
Размах и пафос у соловьевского «Фельдмаршала» эпический, образы монументальные при полном отсутствии сколь-нибудь увлекательной интриги. Сам драматург обозначил жанр своего творения: «Эпизоды Отечественной войны 1812 года». Успешно сдать экзамен по истории после знакомства с этой пьесой реально. Но в театр приходят не за этим. Прекрасные наши актеры и режиссер стараются изо всех сил, но бой с драматургической архаикой неравен.
Почти в то же время, когда Соловьев работал над «Фельдмаршалом Кутузовым», другой советский драматург Гладков сочинял тоже пьесу о 1812 годе, тоже в стихах «Питомцы славы». Сегодня она больше известна под названием «Давным-давно» (это по ней Рязанов снял «Гусарскую балладу»). Вот где и патриотизм, и юмор, и интрига. А какие характеры?! А сколько в труппе Ростовского драматического сегодня достойных претенденток на роль девушки-гусара Шурочки Азаровой!
Возможно, и эта пьеса несколько старомодна, но все-таки куда остроумнее, тоньше и живей.
Однако не сбылось. А жаль Все-таки есть реки, в которые и не стоит входить дважды.