Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №253 от 17 Мая 2012 г.

Не «холерные бараки», но памятник авангарда


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В Ростове всего два памятника советского авангарда, который так высоко ценится в мировой архитектуре: это театр имени Горького, внесенный в списки ЮНЕСКО, и — как ни странно с точки зрения большинства — больничный комплекс ЦГБ. Удастся ли сохранить этот памятник конструктивизма — большой вопрос, поскольку с точки зрения администрации городской больницы
№ 1 им. Семашко, как называется ЦГБ сегодня, эти старые запущенные корпуса никакой ценности не представляют… Будет совсем плохо, если эта точка зрения найдет поддержку у властных структур.


Далекому от архитектуры человеку сложно понять, что такого ценного в этих скромных до невзрачности  двух-трехэтажных зданиях?! Ни колонн, ни кариатид, ни маскаронов, ни декора по фасаду — а объект культурного наследия! Причем не просто памятник, а памятник советскому авангарду, который  ценится в мировой архитектуре так же высоко, как русское деревянное зодчество, поскольку больше нигде в мире нет образчиков ни того, ни другого. И потерять уникальный объект из-за  невежества было бы крайне обидно.

Попытки снести  три корпуса,  в том числе  центральный, организующий пространство больницы среди больничного парка, планомерно ведутся вот уже второй год.

В прошлом году «НВ» описывало конфликт, который случился между администрацией больницы, решившейся на строительство 12-этажного здания на месте памятников авангарда, и министерством культуры РО, защищавшим исторический объект. Спор был перенесен в суд, где больничное руководство проиграло все поданные иски. Не помог даже призванный на подмогу администрацией ЦГБ московский эксперт, который вынужден был признать, что старые корпуса «считать не памятником нельзя». Но даже решение суда не поставило точку  в споре.

Что же заставляет сегодня волноваться за судьбу памятника? 

«Ситуация складывается непростая, — рассказал доцент архитектурного  института ЮФУ Артур Токарев. — Руководство ЦГБ не только заказало проект нового 12-этажного здания на месте корпусов-памятников, которые предполагалось снести, но и оплатило 61 млн. рублей за разработку проекта. Однако он был выполнен без наличия справки об историческом обременении больничного комплекса. Теперь получается: проект у администрации больницы есть, деньги на него потрачены, а строить — нельзя. И что дальше делать — непонятно. В конце декабря прошлого года представители администрации больницы встретились в Союзе архитекторов со специалистами – действующими архитекторами, экспертами, которые и предложили представителям больницы слегка изменить вариант уже готового проекта, эскиз которого и набросали, что называется, «на салфетках» в ходе встречи. С одной стороны, такие изменения в проекте позволили бы сохранить старые здания, а также больничный парк  и пространство, которым так ценен советский конструктивизм. С другой — без потерь для памятника возвести 12-этажный корпус, как того хочет администрация больницы, чуть сместив его в глубь достаточно обширной территории ЦГБ. В  конце прошлого года казалось, что «перемирие» сторон достигнуто…»

Однако спустя насколько месяцев ситуация опять грозит выйти из-под контроля.

«У нас есть информация, что руководство больницы направило губернатору письмо с просьбой посодействовать сносу старых корпусов — «рухляди», — поделился опасениями председатель регионального отделения ВООПиК Александр Кожин. — А тут еще случился визит в ЦГБ комиссии, которую возглавил вице-губернатор С. Горбань. Говорят, что, показывая старые корпуса высокому чиновнику, кто-то из  представителей больничной администрации эмоционально назвал их «холерными бараками», которые давно требуют сноса. Вполне понятно, что мы опасаемся за судьбу уникального объекта, поскольку он до сих пор не внесен в реестр региональных памятников — дает о себе знать плохо проработанный ФЗ № 73, регламентирующий обращение с такими объектами. Потому его судьба  так тревожит…»

Чтобы переломить ситуацию и обеспечить комплексу ЦГБ  гарантированную защиту, требуется заключение эксперта и внесение объекта  в реестр памятников регионального значения.  Экспертиза уже заказана — вскоре из Ставрополя прибудет  лицензированный историко-культурный эксперт (таких, увы,  до сих пор нет в Ростове). А после подписания им заключения — дело за областным министерством культуры. Но пока этого не сделано, памятник находится под угрозой.

Его защитники очень надеются найти поддержку у губернатора Василия Голубева, которому  направил письмо председатель Академического совета по охране  наследия Российской академии архитектуры  и строительных наук А. Кудрявцев. Академик напоминает, что  комплекс больничных зданий ЦГБ является  «уникальным объектом архитектуры зрелого конструктивизма», а потому «…в соответствии с приказом министерства культуры РО № 219.1 от 25.05.2007 больничному комплексу присвоен охранный статус «выявленный объект культурного наследия». Академический совет по охране наследия РААСН, обращаясь к губернатору, «…выражает обеспокоенность судьбой указанного объекта, подтверждает его  историко-культурную ценность и просит  оказать содействие во включение его в список  объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также в сохранении и научной реставрации уникального комплекса архитектуры советского авангарда».

И уж если руководство Ростовской городской больницы № 1 им. Семашко не верит председателю ВООПиК А. Кожину, то,  может, прислушается к мнению академика?

СПРАВКА. Центральную городскую больницу Ростова  построили в конце 20­х годов выдающиеся  столичные архитекторы  П.А. Голосов, А.З. Гринберг и Л.А. Ильин. Архитектура корпусов больницы отражает характерный для конструктивизма функциональный метод. То, что происходит в помещениях корпусов, находит рациональное решение на фасадах. Выражено это в разнообразии величины и конфигурации оконных проемов — прямоугольных, круглых, ленточных, щелевидных. Потому по окнам во всю ширину стены легко угадать, например, где именно располагаются операционные. Фасады выполнены из облицовочного силикатного кирпича, что было характерно для архитектуры 1920­х гг. В корпусах больницы все еще  сохранились балконные ограждения и оконные переплеты того времени.

Несмотря на частичные перестройки и  выкрошившуюся местами кирпичную кладку, облик архитектуры конструктивизма в целом сохранился.

Когда в конце Второй мировой войны жена премьер­министра Великобритании Черчилля, организовавшая фонд помощи воюющей России, привезла в нашу страну больничное оборудование, лекарства и инвентарь, то по распоряжению Сталина  Клементине Черчилль позволили посетить среди других городов СССР  и Ростов. А конкретно — ЦГБ, поскольку показать супруге британского премьер­министра такой образцовый больничный комплекс было не стыдно. О том далеком визите леди Черчилль напоминает памятная доска  на стене одного из корпусов…

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА.