Культура / №37 от 13 Февраля 2015 г.

Юбилейный сезон Надежды Карапетьян


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Однажды я прочла о том, что Надежда Карапетьян, заслуженная артистка России, солистка Ростовской областной филармонии, в прошлой жизни была испанкой. Или, возможно, итальянкой. Это выяснилось в результате каких-то нумерологических расчетов.

Голос — от мамы, характер отца

Она и сама может пошутить на эту тему, и все же если вам случится услышать ее рассказ о жизненном пути, то я почти уверена, что эпизоды, связанные с благополучным преодолением различных препятствий, певица завершит присловьем: « Вот такой он, наш русский характер!»

- Голос у меня от мамы, - говорит Надежда Карапетьян, - характер отцовский: русский, неунывающий. Папа не сомневался: чем нас сильнее бьют, тем быстрее мы крепчаем. Я иногда к этому добавляю: нет такой стены, которую не пробила бы русская сила. Не в смысле железного кулака. Стены непонимания, недоверия, которые стояли на моем пути, я пробивала терпеливой работой, нацеленной на конкретный результат.

Нынешний филармонический сезон для Надежды Карапетьян — 35-й, юбилейный. Одновременно она отмечает и 40-летие творческой деятельности. В честь этого двойного для нее и ее многочисленных зрителей праздника Карапетьян сделала уже две программы, состоящие из номеров самых разных жанров: от оперы и вокальных циклов до народной песни и оперетты, и ставить на этом точку не собирается.

Ее зрителям трудно представить, что их любимую певицу, которую они называют королевой сцены, на работу в Ростовскую филармонию приняли не вмиг. Этому предшествовало не одно прослушивание. Надежда Алексеевна смотрит на такое начало объективно: на тот момент у худсовета были основания колебаться. Она благодарна людям, которые дали ей шанс. «Ростов научил меня трудиться», - скажет годы спустя Карапетьян в одном из интервью.

«Меццо-сопрано красивого тембра, полного диапазона» - так вскоре стали характеризовать ее вокальные данные музыковеды, а во время ее выступления в Германии немецкие газеты писали, что ее голос - в одном ряду с выдающимися оперными голосами современной Европы. Кроме того, один из знатоков музыки, услышав ее программу о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе и знаменитой певице Полине Виардо, высказал предположение, что у Карапетьян как раз такой сильный бархатистый голос, который и прославил тургеневскую музу. Кстати, по происхождению - испанку.

Говорят, что Карапетьян очень подходит ее имя — Надежда: в самом отчаянном положении она не опускает рук, потому что не теряет надежды. Но если бы в словаре имен была еще Энергия, это имя, пожалуй, подошло бы ей еще больше. На сцене и вне нее она заряжает все вокруг своей кипучей энергией так, что, кажется, способна не то что стену пробить — гору свернуть на своем пути.

Увидела. Пришла. Открыла

Есть солисты областных филармоний, для которых выступление в глубинке — тягостная обязанность. А Карапетьян легка на подъем, исполнение концертных номеров на полевом стане, в «красном уголке» шахты, в сельском ДК, школе или детском садике ничуть ее не смущает:

- Конечно, хорошо выступать на родной сцене перед нарядно одетыми зрителями, но, к сожалению, приехать в областной центр на концерт не каждый может.

Для детей у нее программы особые. Это можно понять уже из названия одной из них: «От Моцарта до Шаинского».

А несколько лет назад Надежда Алексеевна, проходя мимо одного здания в поселке Чкаловском в Ростове, увидела, что там теперь филиал детской музыкальной школы им. Н. Римского-Корсакова. Она зашла туда, узнала, что отделение академического вокала в нем отсутствует, и предложила свои услуги по обучению этому предмету. Для филиала музыкальной школы это стало воистину нечаянной радостью.

Надежда Алексеевна мечтала когда-то о большой семье со множеством детишек, но не сложилось. Зато благодаря этим ученикам у нее такое ощущение, как будто эта давняя мечта сбылась.

А когда-то, еще третьекурсницей Ростовского музпеда (нынешней консерватории), Карапетьян шла по улице, катила перед собой коляску с малюткой-дочкой и заметила объявление о том, что кружку художественной самодеятельности при клубе работников милиции требуется руководитель. Ее сразу туда потянуло, и она никогда не пожалела о том, что несколько лет посвятила работе с участниками художественной самодеятельности:

- Если бы в свое время заслуженная артистка России, певица и педагог Ирина Георгиевна Малинина не взяла бы меня за руку и не привела из студенческой самодеятельности в Нижегородское музыкальное училище (а до того я училась в Нижегородском инязе), я бы стала не певицей, а преподавателем иностранного языка. И, возможно, как моя мама, пела в самодеятельности, если бы работа и домашние дела позволяли. Не у каждого художественно одаренного молодого человека случается в жизни такой фантастический случай, который произошел со мной, а ведь есть люди с прекрасными сильными голосами, и петь им хочется!

Многие из тех, первых учеников Карапетьян стали ее верными друзьями. А она, в свою очередь, не забывает свою добрую фею Ирину Георгиевну.

Лучше нету 
Дона и Урала

Одни из самых звездных мгновений Надежды Карапетьян связаны с романсами. И это при том, что поначалу петь романсы, тем более старинные, она стеснялась:

- Я ведь из того поколения, которому сызмальства внушали, что романс — это музыка мещан. К тому же большой оперный голос романсу не нужен, и тут возникают свои технические сложности.

Карапетьян с ними справилась, и муза романса, если есть такая, щедро ее одарила. Однажды Надежда Алексеевна отправилась с музыкальной программой, посвященной дружбе композитора Сергея Рахманинова и певицы Надежды Плевицкой, в Кисловодск. А в тамошних архивах неожиданно нашла ноты неизвестных публике романсов Бориса Прозоровского и Бориса Фомина. Так что вскоре она сделала еще одну программу - уже из этих находок, рассказала своим зрителям о трагической судьбе этих авторов, которых советская власть отнесла к чуждым ей элементам.

У победы Надежды Карапетьян на Всероссийском конкурсе русского классического романса было долгое эхо. Ведь полгода спустя ее еще пригласили выступить на «Декабрьских вечерах» в Большой зал Московской филармонии. И здесь тоже у нее был несомненный успех. Артур Эйзен, знаменитый бас Большого театра, попенял ей за то, что так крепко связала свою судьбу с Ростовом, посоветовал безотлагательно перебираться в Москву. Перспективы, нарисованные им, были головокружительны. Надежда Карапетьян поблагодарила за такой лестный отзыв о ее таланте и отказалась. Не смогла представить свою дальнейшую жизнь без ростовских друзей, которые были рядом с ней и в радости, и в горести.

- Вы так прикипели душой к донской земле, что по Уралу, своей родине, уже и не скучаете? - спросила я.

- Ростовчанкой ощущаю и называю себя давно, а забыть Урал невозможно. Очень люблю его природу, переписываюсь с земляками. Они присылают мне фотографии, по которым узнаю, как меняется жизнь в родных местах.

Земляки-уральцы ту победу Карапетьян на конкурсе тоже отметили и весьма необычно. Певица как раз приезжала тогда на родину, был грибной сезон, и друзья детства дарили ей целые ведра грибов. На Дону, мол, таких не насобираешь.

Что дозволено приме

Когда в Ростове открылся Музыкальный театр, некоторые поклонники творчества Надежды Карапетьян насторожились. Она ведь не раз рассказывала на различных встречах о том, что с детства мечтала об оперной сцене. Поклонники встревожились: а вдруг позовут Карапетьян в театр, и не будет больше в филармонии ее программ и концертов?

Однажды маэстро Анисимов, тогдашний главный дирижер Ростовского музыкального, пришел в филармонию, услышал Карапетьян, исполнявшую партию в современной опере по чеховскому рассказу «Ведьма», и, действительно, решил, что эта певица нужна театру.

Не порывая с филармонией, Карапетьян пела в «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Цыгане», но когда возникла дилемма «или- или»,предпочла горячо любимому театру родную, по ее собственному определению, филармонию:

- Филармония дает артисту большую свободу самовыражения. В театре еще надо дождаться своей роли, и хорошо, если режиссер не напридумает чего-нибудь такого, ради чего артисту придется ломать себя, чтобы согласиться с его трактовкой. В филармонии можно делать самые разные программы, петь музыку популярную и редко звучащую, экспериментировать, не вступая в разлад с голосом твоего сердца.

...Когда внуку Надежды Алексеевны было три с половиной года, он напевал музыку, в которой узнавался отрывок из Девятой симфонии Бетховена. Эту симфонию она репетировала, а затем исполняла с Ростовским симфоническим оркестром, когда малыш еще сидел у мамы в животике (ее дочь присутствовала на этих репетициях и концертах). Так что любовь к музыкальной классике Александр впитал не то что с молоком матери - наполнился этой музыкой еще до своего появления на свет. Неудивительно, что он тоже решил стать певцом. К своему юбилейному концерту Надежда Алексеевна подобрала для него арию из Моцарта и представила Александра, ныне студента, своим зрителям.

Зал долго ее не отпускал. После двухчасовой программы, в которую она включила даже дуэт из кальмановской оперетты (это был один из тех сюрпризов, которые Карапетьян всегда припасает для зрителей), раздавались пожелания повторить все на бис. И вот тут произошла такая штука, которую может позволить себе только любимая певица. Карапетьян, устав от столь долгого стояния на высоких каблуках, скинула туфли и под аккомпанемент оркестра народных инструментов «Дон» запела искрометную, как фейерверк, песню «Эх вы, кони, кони-звери». Зал дружно ей подпевал.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
Друг мой ёжик
Возможно, вскоре этот милый зверек войдет в число наших привычных домашних питомцев
Сказки Васнецова оживают в Ростове
«ДонЭкспоцентр» представляет новый мультимедийный проект из серии «Великие русские живописцы»
Музыка городских улиц
Всё чаще на улицах Ростова можно встретить музыкантов, играющих на самых разных инструментах: от простой гитары до экзотического барабана джембе. Эти ...
«Лебёдушки» покорили Азербайджан
В Баку прошел Кубок танца Azerbaijan Open Dance&Cheerleading Cup 2018, собравший не только лучшие коллективы Азербайджана, России, но и международ...