Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №56 от 06 Марта 2015 г.

Дороги к музыке


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Имена ведущих концертов обычно пишутся в самом конце афиши, хотя есть ведущие, на которых публика ходит, как на певцов и музыкантов. Музыковед Лариса Кольвах – из их числа.

Рыцарь и золотоволосая дама

Музыковедами нередко становятся люди, у которых в силу каких-то обстоятельств не сложилась исполнительская карьера. Лариса Кольвах говорит, что профессию выбирала исключительно по любви: с детства хотелось рассказывать о музыке.

Это нетипичное для детей желание возникло у нее, еще ученицы музыкальной школы, под впечатлением от программ, которые вела в Ростовской областной филармонии Анна Антоновна Соколова, пианистка и музыковед. Это была золотоволосая стройная дама, на сцену она выходила в казавшихся тогда сказочными блестящих платьях. Соколова и сама играла соло, аккомпанировала мужу-скрипачу, но больше всего Ларисе нравилось, как она рассказывает о музыке.

Пройдут годы, и уже музыковед Лариса Кольвах главную задачу своей профессии сформулирует так: «Очень важен настрой, который задает на концерте музыковед. Если ему удастся создать выразительный образ музыкального произведения и его творца, человек воспримет музыку любой сложности. Он будет слушать ее, чтобы найти в ней то, чем пытался заинтересовать его музыковед, и поразиться этой неожиданной для него находке».

В студенческие годы кумиром Ларисы Кольвах, как и многих ее однокашников, стал профессор Ростовского музыкально-педагогического института (ныне – Ростовской консерватории) Николай Федорович Орлов. Он восхищал широтой кругозора, глубиной знаний и такой редкой уже и в те годы рыцарственностью:

- Николай Федорович владел несколькими языками, его эрудиция в области музыки и всей художественной культуры была невероятной. Он создавал на лекциях образ композиторов так, что, казалось, лично знал Листа, а Шопена слушал, бывая в салоне у Жорж Санд. Его манера публичного выступления включала в себя не требующий ответа вопрос «А помните?» «А помните у Гомера?» - вопрошал он, и хотя это была лишь фигура речи, нам, слушавшим его лекции, становилось стыдно за то, что не только не помним, но даже не знаем, и мы бежали в библиотеку, чтобы наполниться знаниями, которые считал важными и нужными он.

Орлов в 1930-е хлебнул лиха по 58-й статье, но не озлобился и не сломался, не попал во власть страха лишиться своего положения каким-то неосторожным поступком.

Будучи ректором Новосибирской консерватории, он влюбился в замужнюю женщину и так за ней ухаживал, что она не устояла перед этим проявлением чувств. Разводы членов КПСС или беспартийных, но с высокой должностью могли в те годы приравниваться к аморальному поведению. Орлова вызвали на партсобрание и вопрос поставили ребром: или любовь, или карьера. Он предпочел любовь и вместе со своей дамой сердца, ставшей его женой, переехал в Ташкент, а потом и в Ростов.

Этот необыкновенный человек прочил студентке Кольвах достойное педагогическое будущее, а она хотела быть только музыковедом и, не получив распределения в Ростовскую филармонию, готова была ехать куда угодно, только бы заниматься музыкальным просвещением. И тогда Орлов сделал то, что никогда не делал прежде: он замолвил перед руководством филармонии слово о своей ученице. Оказалось, что вакансия имеется. И, раз рекомендовал сам Орлов, решили дать выпускнице шанс.


Подсказка на витрине

Как-то раз тогдашний директор филармонии Эмма Вагановна Агопова сказала Ларисе Кольвах, которая уже зарекомендовала себя инициативной и энергичной сотрудницей, что поскольку текущий год проходит под девизом «Все лучшее – детям!», надо организовать в этих стенах еще и филармонию детскую. Как? А вот над этим, молодой специалист, и подумай!

Лариса Кольвах шла по улице и размышляла: «Что такое филармония? Это содружество музыкантов и слушателей. Если филармония детская, то не означает ли это, что дети должны быть и в зале, и на сцене? Но где же найти столько талантливых маленьких артистов, на выступления которых удавалось бы собирать большой зал?»

Тут ее взгляд упал на витрину магазина и… А вот и подсказка. Там был выставлен виниловый диск очень популярного тогда в СССР детского грузинского ансамбля «Мзиури».

На конверте пластинки значилось имя его руководителя и место базирования: Тбилисский дворец пионеров. Туда она и позвонила.

Приезд «Мзиури» в Ростов произвел фурор. Число детей и взрослых, желавших побывать на этом концерте, значительно превышало количество зрительских мест.

У ростовской детской филармонии обозначились три основных направления: приобщение слушателей к миру музыки через творчество известных в стране детских коллективов, через творчество композиторов, которые пишут для детей, и через те произведения, которые исполняют ученики Центральной музыкальной школы, где обучаются юные виртуозы (и некоторые из них играли даже с нашим симфоническим оркестром).

К приезду композитора Шаинского, автора песен к мультфильму о Чебурашке и крокодиле Гене, филармония сделала специальный заказ на фабрике детских игрушек. По этому заказу там сшили плюшевых чебурашек. На подарки детям - участникам концерта. Шаинский был в восторге от всего этого и потом не раз еще приезжал в детскую филармонию, ездил на гастроли по области.

Детская филармония в Ростове просуществовала десять лет. Ее опыт переняли в других городах. Она могла бы работать и дольше, если бы взрослые были более дальновидны и не вставляли бы порой палки в ее колеса. Через несколько лет после ее закрытия, уже будучи ведущей клуба «Музыка-живопись», Кольвах получила в подарок книгу, подписанную: «Ваши слушатели детской филармонии».

«Если детская филармония научила хотя бы одного человека понимать и любить музыку, значит, все было не зря», - подумалось ей тогда. Но, конечно же, таких людей – куда больше.


Зачем музею рояль?

Рояль в Ростовском областном музее изобразительных искусств стоит так давно, что многим кажется, будто так было всегда. На самом деле рояль – не экспонат, а музыкальный инструмент в рабочем состоянии, появился здесь 30 лет назад. С легкой руки заведующей музыкально-литературным лекторием областной филармонии Ларисы Кольвах.

Живопись очень любил ее папа. Он был военный, служба забрасывала его (а вместе с ним и его семью) в маленькие города, где не было картинных галерей, но куда доходил журнал «Огонек», печатавший репродукции картин. Отец переплетал их, превращая в подобия страшно дефицитных тогда художественных альбомов. Эти альбомы стали для Кольвах первым знакомством с живописными шедеврами.

Ростовский музей изобразительных искусств сразу тронул ее сердце. Кольвах захотелось, чтобы в его залах зазвучала музыка. Чтобы краски и звуки создавали объемный образ эпохи, ее нравственных исканий и художественных открытий.

2015-02-20-16-29-04_0006.jpgИ такой проект появился. Сподвижницей Кольвах стала научный сотрудник этого музея Галина Ивановна Долгушева, большая любительница музыки. В течение 30 лет они приглашают публику на свои музыкально-художественные программы, в которых есть место увлекательным рассказам о музыке и изобразительном искусстве, нередко – художественному слову и, конечно же, самой музыке и живописи.

Работая в филармоническом лектории, Лариса Кольвах наслаждалась той широтой творческих возможностей, которые открывались там перед музыковедом. Ведь музыковед в таком лектории – это автор идеи концертной программы, ее сценарист и режиссер. Проект «Музыка-живопись» превратил ведущих программ в хозяек салона, которые умело держат нить встречи со слушателями в своих руках. Здесь и отношения между ведущими и слушателями складываются по-особому. Одна из поклонниц просветительского дара Кольвах заказала художнику ее портрет. Он сделал портрет Артистки...

Кстати, музыковеду Ларисе Кольвах случалось выступать перед публикой не только в качестве ведущей. К примеру, известный пианист Анатолий Гололобов в одной программе предложил ей сыграть с ним в четыре руки полонез Огинского, в другой – музыку Балакирева.

Из-за всяческих административных недоразумений судьба клуба «Музыка-живопись» висела, бывало, на волоске, но прежнему директору филармонии Федору Ивановичу Ищенко удавалось спасти этот проект. «Музыка-живопись» прирастает новыми программами и целыми направлениями. Теперь даже трудно представить, что было время, когда в этих музейных залах не раздавались звуки живой музыки. 
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА.