Культура / №282 от 08 Сентября 2017 г.

Еще одна правда о Ростове


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В донской столице состоялась театральная премьера в необычном формате: спектакль-променад

Впрочем, променад ассоциируется с чем-то изящным. Той «Волшебной стране», которую в минувшие выходные представил зрителям ростовский независимый экспериментальный Театр 18+, больше подошли бы спектакль-прогулка или спектакль-хождение, а, может, что-то еще более простое и народное.

- Внимательно смотрите под ноги и на стены. Там может оказаться что-то, имеющее отношение к спектаклю, - заинтриговал зрителей режиссер Всеволод Лисовский. И повел  маршрутом, который пролегал через проулки и дворы старого Ростова. Той его части, где не бывает экскурсий и которая живет словно в своем особом измерении.

Действие началось неожиданно. От кирпичной стены в одном из проулков отделилось изображение гигантской  разноцветной бабочки. Зрители замерли, а бабочка стала рассказывать о нечаянной встрече великого русского поэта Александра Виленовича Брунько с индюком, помешавшим ему привычно опрокинуть рюмашку.

Рассказ начинался с «однажды». Из десятка таких  «однажды», звучащих в самых неожиданных местах (из окна коммуналки, с лестницы, возле сарая на пустыре), и складывался этот эксперимент.

Разноцветные бабочки, а также львы, орлы и куропатки на нашем пути больше не встречались. На балконе, в темной подворотне, возле водосточной трубы возникали люди, одетые в рабочие комбинезоны, костюм медработника, халатик то ли продавца, то ли парикмахера. Без эмоций на лице и в голосе они сообщали какой-то случай из жизни ростовской богемы 1980-х годов. Финальная фраза, в которой и заключалась вся соль, не произносилась. Ее зрителям предлагалось прочесть. Аршинными буквами она могла быть написана на чем угодно: на стене и на свитке, спущенном из окна, развешанных во дворе пеленках…

Спектакль «Волшебная страна» Всеволод Лисовский и художник Сергей Сапожников сделали по одноименной книге Максима Белозора. Белозор, ныне московский писатель и сценарист, в те годы жил после окончания «Грековки» в Ростове. В память о большой и веселой компании своих друзей - поэтов и художников - он и написал эту книгу. «В нашей компании юношеское увлечение  алкоголем имело литературное происхождение - раз мы художники, писатели и поэты, то должны пить вино», - сообщает автор с ее страниц. И добавляет, что юность  кончилась, и пьянки стали скорее напоминать какое-то безобразие, чем веселые праздники.

Для спектакля, вероятно, выбирались эпизоды, которые его авторам представляются веселыми.

Вообще истории о  пьяных приключениях, описанные в книгах, показанные на киноэкране, бывают уморительно смешны или трогательно-грустны. Их с удовольствием читают и смотрят даже трезвенники. Но здесь при всей оригинальности приемов не случилось, по-моему, той химии, того волшебства,  которое маленький случай поднимает на высоту искусства. Возможно, рассказывать стоило как-то иначе. Возможно, сюжеты выбирать покруче.

Одно из рассказанных в спектакле «однажды» произошло на моей памяти.  На выставке какой-то корреспондент поинтересовался у авангардного художника Константинова, почему он изобразил боевого слона, что бы это значило. А холсты с неожиданными и странными сюжетами и ассоциациями были еще для наших выставочных залов в то время большой редкостью. 

«Нормальная картина. Нормальный боевой слон», - пожал плечами художник. Этот ответ передавался из уст в уста (Интернета и в помине не было) и казался безумно смешным. Фраза ушла в народ, люди вспоминали о ней в каких-то своих ситуациях. Но на сегодняшних зрителей она уже не производит сколько-нибудь сильного впечатления. 

Вероятно, на выбор ряда эпизодов влияли естественные декорации старого города. Возможно, мизансцена на пустыре, излюбленном месте ростовской шпаны, словно требовала от постановщиков чего-то хулиганского, разбойного. И все же включение в этот спектакль истории о том, как двое богемных чудил, само собой  мощно принявших на грудь, до того пожалели детей, которым завтра в школу, что побили 31 августа во  встретившейся на их пути школе стекла, вызывает как минимум недоумение. Разве что расценивать этот опус как антиалкогольную пропаганду? Вот ведь что алкоголь с людьми делает: даже неглупых и талантливых лишает логики и воображения. Можно только представить, сколько «радости» детишкам, особенно тем, которые первый раз в первый класс, принесла эта акция добрых дядей и сколько самых задушевных  слов сказали в их адрес родители школьников, которым наверняка пришлось сбрасываться на экстренное остекление.

Завершается спектакль на речном берегу. Последние слова, написанные на баннере, слегка притоплены: ведь все поглощают воды Леты, роль которой здесь играет  Дон. Вот и многих действующих лиц этой истории уже нет на этом свете, и нет того Ростова, который помнил их молодыми. 

Ростов за последнюю четверть века сильно изменился. Более или менее сохранились лишь отдельные его уголки, по которым и провели зрителей создатели этого спектакля в поисках «волшебной страны», расположенной «на зыбкой грани между повседневностью и забвением». 

Как отнеслись к театральному эксперименту обитатели этой «уходящей натуры»? Мальчишки - с живым интересом. Собаки - настороженно. Какой-то дядечка, пребывавший в том самом состоянии, в котором находятся герои спектакля, увидев танцора, изображавшего похмельную ломку, так это на всю улицу отрецензировал, как не позволит себе самый сердитый критик. Обитателям старых домов явление целой толпы незнакомых людей, некоторые из которых еще принялись их фотографировать, как зебру в зоопарке, явно пришлось не по нраву. Но пока терпят. 

Чаще всего в спектакле упоминался великий поэт Александр Виленович Брунько. После одного из эпизодов я услышала такой зрительский диалог: 

- Брунько - это вымышленный персонаж?

- Говорят, настоящий. Какой-то авангардный поэт.

Хочется тешить себя надеждой, что после спектакля любознательные зрители кликнут по своим смартфонам прозвучавшие в нем имена и узнают для себя много нового о неординарных людях донской столицы. Тех, которые не хотели двигаться в направлении, заданном мейнстримом.  Прочтут стихи Брунько и, вероятно, очень удивятся, почему их в советское время  почти не печатали. Строки Брунько хороши и  классичны:

Нас любят, но не люди, а дожди,

Ну кто тебя любил самозабвеннее, чем звезды, -

В те ночи, в те года, непроходимые почти -

Когда кричать — смешно,

И плакать - тоже поздно…

Возможно, найдется еще режиссер, который захочет рассказать о другом Брунько - не только пьянице, но и философе, поэте. И, может, не только о нем, но и других в «Волшебной стране» упомянутых. В другом ракурсе. Словом, как говорил известный революционер, пойдет другим путем.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Конкурс «Лицо на обложку» продолжается
Дорогие жительницы Ростовской области, у каждой из вас пока есть возможность стать девушкой с обложки октябрьского выпуска газеты «Аксинья». 
Ростовская область: от А до Я (У)
Интересные, а порой и неожиданные факты донской истории, неувядающие имена наших земляков и тех легендарных личностей, которые способствовали процвета...
Я родом из Ростовской области!
Во второй раз Ростов собрал наших знатных земляков, проживающих сегодня за пределами нашей области
А также герцог и садовод
В Ростовском «Шолохов-центре» открылась выставка «Четыре жизни Чехова»
«Время мечей»: живая история
Над Миусом – ароматный дымок от костра на берегу. Женщина в старинном славянском платье хлопочет, готовя пищу в котелке. В шатре на столе – глиняная и...
В этом номере