Культура / №358 от 03 Ноября 2017 г.

Ростовская область: от А до Я (Щ)


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Интересные, а порой и неожиданные факты донской истории, неувядающие имена наших земляков и тех легендарных личностей, которые способствовали процветанию донской земли, – все это вы найдете в Краткой энциклопедии Ростовской области, которую мы составили в честь ее 80-летия

Щукарь

Едва ли не самый любимый народом шолоховский персонаж - это дед Щукарь. Его имя давно уже стало нарицательным, обозначающим особый тип весельчака и балагура преклонных лет.  Есть несколько памятников Щукарю, самый известный из которых украшает ростовскую набережную. Этого Щукаря создал большой поклонник творчества Шолохова  скульптор Николай Можаев в соавторстве со своей супругой Эльвиной.

Хрестоматийным стал образ деда Щукаря, сыгранный Владимиром Дорофеевым в экранизации «Поднятой целины» (первый фильм снят в  1959 году).  В театральных постановках «Поднятой целины» (они были осуществлены Ростовским академическим драмтеатром им. М. Горького) роль деда Щукаря играли в разные годы корифеи донской сцены, народные артисты СССР Петр Лобода и Михаил Бушнов. В 1997 году донские кинематографисты сняли телефильм «Приподнятая целина», и зрители увидели еще одного Щукаря - в исполнении артиста Ростовской филармонии Федора Пряникова.

Прототипом этого литературного персонажа часто называют Тимофея Ивановича  Воробьева, казака из хутора Рубежный. Но шолоховеды утверждают, что было все с точностью до наоборот: после того как вышел в свет роман «Поднятая целина», жители Рубежного решили, что Тимофей Иванович уж очень похож на этот персонаж, и прозвали его Щукарем.  А вообще дед Щукарь - это образ собирательный.

В Новочеркасске есть народный музей деда Щукаря. Находится  он в библиотеке им. М.А. Шолохова. Его инициатор - Донской клуб юмористов. Музей  Щукаря - это коллекция  изображений этого персонажа, собрание юмористической литературы и тех предметов, которые теоретически могли бы окружать неугомонного деда. Создатели этого музея сообщили «Нашему времени», что  по подсказкам, обнаруженным в романе, определили день рождения деда Щукаря (14 марта) и отмечают его с тех пор ежегодно.



Щедрость атамана

Есть две версии происхождения когда-то широко распространенной по всей России поговорки «Напечь пирогов, как на Маланьину свадьбу». (В современном варианте она нередко звучит: «Наготовить, как на Маланьину свадьбу»).

Самая популярная версия объясняет появление этой поговорки реальным событием, происшедшим в середине XVIII века в Черкасске, тогдашней столице донского казачества: женитьбой донского атамана Степана Даниловича Ефремова на Меланье Карповне.

Согласно легенде, Меланья (или, как еще ее называют - Маланья) торговала на базаре бубликами. Степан Данилович влюбился в нее с первого взгляда. Был он человек женатый, и ради того, чтобы жениться на Меланье, якобы, отправил супругу в монастырь. А свадьбу с Меланьей Карповной сыграл с небывалым размахом: установленные вдоль главной улицы Черкасска столы ломились от яств. Ходила молва, что жених-атаман назначил дежурных и вменил им в обязанность следить за тем, чтобы никто на этой свадьбе не остался… трезвым. Гуляли целую неделю. А в описании Валентина Пикуля так в три раза дольше: «…если и пили, пили и ели. Для тех, кому невмоготу было, для тех были заранее заготовлены короткие бревна: покатается он животом на бревне, чтобы в животе улеглось все скорее, и снова спешит к застолью». Так Меланьина свадьба вошла в поговорку и стала синонимом изобилия угощений.

Увы, но с женой атамана Ефремова оказалась связана и другая поговорка: «Вот тебе и тюк на крюк, Меланья Карповна». Ее современный народный эквивалент - это не иначе как «Полный облом». Причем совершенно неожиданный. А дело в том, что двадцать лет спустя после прогремевшей на всю Россию Меланьиной свадьбы атаман Ефремов был арестован, против него выдвинули серьезные обвинения, в том числе и финансового характера. Атамана осудили на вечную ссылку (годы спустя, правда, из ссылки вернули), богатства изъяли. Не знавшая ни в чем нужды Меланья Карповна вновь оказалась перед лицом суровой реальности, однако выпавшие на ее долю испытания вынесла достойно.

Теперь - о другой версии происхождения поговорки о Меланьиной свадьбе. Некоторые исследователи считают, что была она в ходу задолго до знаменитого черкасского застолья и своим появлением обязана не реальной свадьбе, а символической: встрече нового года со старым. На 31 декабря (по старому стилю) приходится день памяти христианской святой Мелании Римляныни. В глубокую старину существовал обычай щедро угощать ряженых, ходивших в этот день по домам. А поскольку рядом с «Меланьей» в церковном календаре - имя почитаемого святого Василия Кесарийского, то, согласно этой версии, веселый, изобилующий угощениями зимний обряд и назвали Меланьиной свадьбой.



Щепкин

Летом 1863 года в Ростове на сцене гайрабетовского  театра выступал  сам Михаил Семенович Щепкин, которого все энциклопедии ныне называют «основоположником реализма в русском сценическом искусстве», «реформатором русской сцены» и прочая, прочая, прочая.

Щепкин - личность легендарная. Участвовал в первых постановках пьес, которым было суждено стать русской литературной классикой. С одинаковым, по отзывам современников, великолепием играл сцены драматические и комические, пел даже в опере - и там тоже был хорош!

Известие о том, что великий Щепкин  по дороге в Крым, на лечение, сделает остановку  в Ростове, обрадовало работавшую здесь в то время театральную труппу (постоянной ростовской труппы тогда еще не существовало). Артисты предложили Щепкину исполнить две его «коронные» роли: Городничего в «Ревизоре» (это был бенефисный спектакль в пользу одного из актеров) и Фамусова в «Горе от ума».  Щепкин с радостью согласился, поскольку и выступить был рад,  и деньги были ему не лишни.

Ростовский эпизод Щепкин назвал пощечиной, полученной им впервые за всю его театральную жизнь. А вышло то, что, увидев Щепкина в «Ревизоре», на «Горе от ума» ростовская публика не пошла, и спектакль пришлось отменить. Добрый знакомый Щепкина драматург и поэт Нестор Кукольник так описал  его игру   в ростовском «Ревизоре»: «Сначала он говорил довольно бодро, но тихо; местами одушевлялся и срывал рукоплескания, но вообще роль прошла слабо, лета и болезнь сказывались на каждом шагу». 

Вскоре в весточке  домой, вероятно, тяжело переживая эту ростовскую «пощечину» и осмысливая происшедшее, 75-летний Щепкин писал, что ум его все еще как будто бодр, но тело - словно ему  поперек дороги…

Хочется думать, что пребывание в Таганроге, куда Щепкин прибыл  досрочно, отказавшись от  намерения  дать в Ростове несколько спектаклей, стало для его души капелькой бальзама. Он  побывал в гостях у Кукольника, а когда настало время продолжить путь (Щепкин плыл пароходом в Керчь), таганрогские театралы, среди которых была и молодежь, пришли проводить великого артиста.

В Керчи Щепкина снова попросили выступить на сцене, и он сыграл в двух, как оказалось, последних своих спектаклях: «Ревизоре» и «Москале-чаровнике». Тем же летом великий артист скончался в Ялте.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
«Вражеские» значки
Продолжение. Начало в №№ 312–314, 330–332 После наших материалов многие вспомнили о своих коллекциях и памятных значках. Наша читательница Евгения Ал...
Нигде, кроме как в Октябрьском районе
В поселке Каменоломни Октябрьского района прошел традиционный конкурс «Мадонна-2018». В нем участвуют беременные женщины
«Ладушки» без ума от бабушки
У знаменитой донской песенницы нежданно-негаданно появился в Подмосковье целый ансамбль внучат
Мысль о романе осенила в Ростове
Сегодня – 100 лет Александру Солженицыну
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
В этом номере