Культура / №397 от 08 Декабря 2017 г.

Корольков – вне фан-зоны?


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Доживут ли до мундиаля скульптурные шедевры на одной из достопримечательностей донской столицы?

Нет такого информационного ресурса, сообщающего о памятниках донской столицы или ее туристической привлекательности, в котором не отметили бы особо здание Ростовского драмтеатра.

Это творение эпохи конструктивизма, напоминающее своими очертаниями трактор, нередко называют жемчужиной архитектуры. Замечательно оно не только своим оригинальным архитектурным решением, но и горельефами на фасаде – двумя полными экспрессии многофигурными композициями скульптора Сергея Королькова – «Гибель Вандеи» и «Железный поток».

В течение последних полутора десятков лет СМИ и донская общественность многократно били тревогу: здание нуждается в капитальном ремонте и реставрации фасадов, включая знаменитые горельефы!

Наконец федеральный центр (а здание Ростовского драмтеатра – памятник культуры федерального значения) выделил средства на приведение здания в порядок. Вот только радоваться оказалось рано. Ремонтные работы внутри и снаружи театра добавили корольковским горельефам, выполненным, к сожалению, из не слишком прочного материала, глубоких трещин и сколов.

Доживут ли до мундиаля скульптурные шедевры на одной из достопримечательностей донской столицы?14 апреля 2016 года наша газета, опираясь на мнения специалистов, писала о необходимости незамедлительного решения этой проблемы. Мы направляли официальный запрос в областное министерство культуры с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, обозначить пути ее решения. Ответ получили такой: «На 2017 год, при наличии дальнейшего финансирования из федерального бюджета, планируется реставрация южного фасада здания театра по разработанной проектно-сметной документации, в том числе и горельефов Королькова».

Вот и 2017 год на исходе. Уже известно, что с весны 2018-го прилегающая к Ростовскому драмтеатру территория в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу станет фан-зоной – комфортной, насыщенной всяческими цифровыми примочками средой для любителей футбола, которые съедутся в донскую столицу со всего мира. Южный (главный) фасад театра к этому времени, думается, облагородят. Но что будет с горельефами, которые в сжатые сроки и авральном темпе не отреставрируешь, разве что с потерями в качестве? 

Как вообще разумнее поступить с корольковскими горельефами, чтобы не лишить потомков радости увидеть шедевр донского Родена? Поделиться с читателями «НВ» своими мыслями на этот счет мы попросили председателя регионального отделения ВООПиК Александра КОЖИНА и заслуженного художника России скульптора Анатолия СКНАРИНА.

Доживут ли до мундиаля скульптурные шедевры на одной из достопримечательностей донской столицы?– К сожалению, горельефы Королькова превратились в нашу постоянную боль, – сказал Александр Кожин. – Все согласны, что их надо спасать, а дело не движется. Способы спасения горельефов предлагаются разные. С учетом различных составляющих – средств, которые выделяются на финансирование объектов культуры, местоположения этого памятника культуры (вблизи оживленной магистрали), исторического опыта я бы поддержал такую идею: эти горельефы с фасада театра целесообразно снять, отреставрировать и отдать на хранение в какой-либо из музеев. А на фасаде театра поместить их точную копию. Это если действовать по аналогии со скульптурами, украшающими храм Христа Спасителя в Москве. Сегодня мы видим там высококлассные копии, подлинники – в Донском монастыре.

Есть интересный опыт и в ростовской истории. Первоначально здание Ростовского цирка украшали скульптуры из бетона, которые время спустя потребовалось обновить. Однако было решено работать уже не с бетоном, а подарить вторую жизнь этим скульптурам благодаря такой технике, как выколотка металла. 

– Чтобы горельефы Королькова спасти, их надо сначала серьезно отреставрировать, потом с них, уже отреставрированных, снять форму и отлить эти фигуры в бронзе, – убежден Анатолий Скнарин. – В связи с такой идеей высказывается сомнение: стоит ли менять материал? Корольков делал горельефы из бетона, может, бетон – часть его авторского замысла? Уверяю вас, что бетон использовался по бедности! Была бы возможность отлить эти горельефы в бронзе, мастер бы от нее не отказался.

Если не сделать этот перевод в бронзу сегодня, а ограничиться только реставрацией бетона, то пройдет не так уж много времени, и ситуация с корольковским шедевром повторится. И снова горельефы Королькова будут разрушаться, прежде чем удастся найти деньги на очередное их спасение. Рано или поздно все кончится утратой шедевра. А отливка горельефов в бронзе решила бы проблему их сохранности и для нас, и для наших детей, и внуков. Как говорится, раз и навсегда.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
«Ренсковый погреб» Василисы Игнатьевны
В Ростове на фасаде дома, что на углу Газетного и Ульяновской, энтузиасты общественного движения «МойФасад» обнаружили старинную надпись, выведенную н...
Все – на бал!
Этот призыв Ростовская галерея кукол адресовала куклоделам
Кто кого?
Королевский пудель Джессика – симпатичное, очень доброжелательное существо. Хотите верьте, хотите нет – улыбается. Но с одной из моих соседок не получ...
Страшная красавица
Фразеологизм «собачья жизнь» означает, что человек живет недостойной себя жизнью. А ведь о собачьих (и тяжких, и славных) жизнях столько написано-расс...
«Лицо на обложку». Третий сезон
Третий год подряд редакция газеты «Наше время» проводит конкурс «Лицо на обложку», участницы которого соревнуются за место на первой полосе нашего при...
В этом номере