Культура / №403 от 15 Декабря 2017 г.

Через тернии – к Баху


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Ростовский музыкант помог немцам по-новому услышать музыку «пятого евангелиста»

Неожиданный баян

– Надо заметить, что на баяне музыка Баха звучит живее. Она словно… дышит!

Такие признания ростовский баянист Григорий Османян не раз слышал в Германии от людей, которые прежде считали самым подходящим инструментом для исполнения этих величественных сочинений орган. Говорили так и сами органисты.

Впервые на родину своего любимого композитора Григорий Османян отправился с концертом лет двадцать назад. С тех пор у ростовского музыканта в Германии – целый клуб поклонников, которые ждут его новых гастролей, а когда приезжает, не пропускают ни одной программы, даже если для этого надо переезжать в соседние города.

«Бременский музыкант из Ростова», – написали однажды донские СМИ, узнав, что Османян сыграл Баха в главном храме Бремена – знаменитом Домском соборе. Всего он выступал под этими сводами четыре раза, причем дважды – накануне дня рождения Баха, что уже само по себе – знак признания.

История «бременского музыканта из Ростова» тесно переплетена с историей его семьи. Музыкальные способности Григорий унаследовал от родственников по материнской линии. Когда его мама – Гаянэ Асватуровна – пела старинные армянские песни, это было так проникновенно, что окружающие не могли удержаться от слез. Ей прочили артистический успех, но мечты и планы перечеркнула война. 18-летней Гаянэ пришлось взять на себя заботу о двух осиротевших младших братьях. Она отнеслась к этому как к естественному своему долгу, и мысли не было говорить о какой-то жертве во имя семьи. (Подобным образом спустя годы поступит и Григорий, когда ему предложат переехать в другой город, пообещав перспективное место в музыкальном вузе. Откажется из-за невозможности оставить родителей без постоянного внимания. И тоже скажет: «А как иначе?»)

А игрой на баяне увлек Григория как раз мамин младший брат, даровитый музыкант-самоучка. Увидев, с каким восторгом Гриша слушает его музыку, дядя подарил семилетнему племяннику новенький инструмент – баян «Ростов-Дон». Подарок оказался судьбоносным.


Минус сделала плюсом встреча с Достоевским

Стать солистом-инструменталистом Ростовской филармонии Григорий Османян мечтал еще с юности. Вот и на престижнейший конкурс баянистов, который проходил в тогдашней Германской Демократической Республике, молодой музыкант Османян поехал с единственной целью: выступить так, чтобы приняли на работу в филармонию!

Он стал лауреатом этого Международного конкурса и, казалось, поймал свою синюю птицу. Но вместо этой спутницы удачи в его руках вскоре была уже повестка в военкомат. Григория заверили, что хорошими музыкантами в армии дорожат, и будет он так же, как на гражданке, изо дня в день играть на баяне, ну, только в военном оркестре, согласно армейскому распорядку. Однако что-то в тех планах переменилось, и служить новоиспеченного лауреата международного конкурса отправили туда, где баяна не было и в помине. Да еще руку он повредил на службе так, что потребовалось операция… Морально угнетала дедовщина. Самого Григория «деды» не трогали, но тяжело и гадко было на душе из-за того, что видишь зло, а нет возможности ему воспрепятствовать. Неизвестно, чем бы еще дело могло кончиться для молодого музыканта, да помог Достоевский.

В те годы в магазинах Ростова Достоевского днем с огнем было не найти. Ну разве что «Преступление и наказание», входившее в школьную программу, изредка, как тогда говаривали, выбрасывали на прилавки. А тут, в маленькой армейской библиотеке, – все его сочинения. Григорий читал их запоем и в законные свои часы досуга, и ночами, после отбоя, с фонариком под одеялом. Как в детстве. У Достоевского нашел ответы на многие непростые свои нравственные вопросы, в том числе те, которые возникли после прочтения Евангелия. Эту книгу он купил еще в юности на «черном рынке» с риском быть застуканным каким-нибудь комсомольским патрулем. Рисковал реально: одного из друзей-музыкантов не послали на Всесоюзный конкурс за то, что был замечен в синагоге. Считалось, что церковь – это пережиток прошлого, и передовая советская молодежь должна противостоять распространению религии.

Евангелие помогло Григорию лучше почувствовать музыку Баха, которая заворожила его еще в юности. И вот теперь Достоевский прибавил к этому пониманию еще что-то очень важное. 

Во время армейской службы в жизни Григория Османяна произошло еще одно событие, повлиявшее на его дальнейшее творчество. Он узнал о масштабах геноцида армян в 1915 году. В советское время внимание на этом трагическом событии особенно не акцентировали. Эту тему избегали даже в их семье. А Григорий ею проникся, задумался о создании такой программы армянской духовной музыки, в которой присутствовала бы и эта тема.

Вернувшись из армии в Ростов, он сыграл такой концерт в Сурб-Хаче, и в культурной жизни города это стало заметным событием.

Уже в наши дни Григория Османяна приглашали в Германию для участия в концертах памяти армян-жертв геноцида. 

– Это были даже не концерты, а грандиозные акции, – рассказывает Григорий. – Артистов собирали со всего мира. Хор, который пел на армянском языке, состоял преимущественно из немцев. Солисты-вокалисты – армянин и турок.

У Григория Османяна тоже была сольная партия. На баяне. А еще на одном из таких концертов не оказалось двух исполнителей на национальном армянском духовом инструменте – дудуке. И вместо этих двух дудуков играл один его баян! 

Так Григорий Османян стал вдвойне «бременским музыкантом»: как бы еще и Трубадуром. Это, конечно, если по версии советской музыкальной сказки. В литературном первоисточнике, у братьев Гримм, не было ведь ни Трубадура, ни Короля, ни Принцессы.


На радость Принцессе и Римскому папе

Кстати, как и тому Трубадуру, «бременскому музыканту» из Ростова довелось однажды играть, можно сказать, что и для принцессы. Для дочери фабриканта, чья всемирно известная продукция может соперничать с королевскими бриллиантами чистой воды. 

Эта девушка выходила замуж за парня из пасторской семьи. Пасторша, мать жениха, не сомневалась, что на церемонии бракосочетания должна звучать музыка Баха. А лучше, чем один известный ей российский баянист, никто Баха не сыграет. Надо ли говорить, что этим баянистом и был Григорий Османян?

А художница из Еревана Мариэтта Григорян написала портрет Папы Римского, попросила разрешения лично преподнести его в дар. Понтифик назначил аудиенцию. 

Мариэтте показалось, что к подарку надо добавить еще что-то, в чем выразилась бы душа ее народа. Она остановила свой выбор на диске с сочинениями Баха и армянской духовной музыкой в исполнении ростовского баяниста Григория Османяна.

 Солиста-инструменталиста Ростовской филармонии Григория Османяна приглашают в состав жюри Международного фестиваля-конкурса «Аккордеон+», который на Дону стал уже традиционным. Я поинтересовалась, чем привлекает его эта работа?

– Прежде всего – возможностью услышать много новой музыки, – ответил музыкант.

 А еще Григорию Османяну интересно, как, к примеру, нынешние дети интерпретируют хорошо известные музыкальные сочинения с глубоким религиозным подтекстом. Скажем, того же Баха, которого давно уже и в российских музыкальных кругах называют «пятым евангелистом».

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Звери на грани
Сергей Строганов борется за жизнь редких животных с помощью карандаша. Его триптих «Не вижу. Не слышу. Не скажу» положил начало проекту «Посланники ми...
Кто получит главный приз фестиваля «Bridge of Arts»?
IV Международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) назвал десятку кинолент, которые будут участвовать в конкурсн...
Дни польской культуры открываются в публичке
18 октября в Донской публичной библиотеке открываются дни польской культуры.
Кино у моря
Оказывается, не кто иной, как выпускник ростовской гимназии донской казак Александр Ханжонков открыл город Сочи в качестве прекрасной площадки для съе...
Блестящий тур Екатерины
Его безмолвные свидетели впервые прибыли на Дон
В этом номере