• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
6 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Культура
  • «Где вода и байрак, там и казак!»

«Где вода и байрак, там и казак!»

Веселовский район
Дата публикации: 16 мар 2018 г.

Донцы в старину создали высокую по тем временам мореходную культуру

Валерий Сипетин
Валерий Сипетин
1386
Веселовское водохранилище. Судно транспортной полиции на воздушной подушке участвует в учениях по спасению тонущих рыбаков. Веселовское водохранилище. Судно транспортной полиции на воздушной подушке участвует в учениях по спасению тонущих рыбаков.

В эту зиму по замершей акватории водоемов Манычского каскада и даже по суше ходили специальные суда на воздушной подушке

В донском регионе они есть у нескольких ведомств. Вездеходы и их экипажи выполняют патрульные функции. Случается, что спасают беспечных горе-рыбаков, оказавшихся в беде. Бывает, что работают в связке с дронами. Видеосюжеты, полученные с беспилотника, помогают в спасательных операциях, борьбе с браконьерством, локализации ландшафтных пожаров. На Веселовском водохранилище мы видели испытания нового судна на воздушной подушке. На нем ныне работают сотрудники транспортной полиции. В рейдах вместе с правоохранителями участвуют и представители казачества.

А когда-то здесь, на Маныче, по всему Дону и даже... степи ходили зимой другие суда. Это были придуманные казаками «санные корабли» или «корабельные сани». На них возили людей и грузы по степи, скованной ледяным панцирем. Сани были большие. Имели полозья из толстых деревянных брусьев. Снизу на полозья были вбиты в ряд свиные зубы, бычьи кости и рога. Каждый такой «корабль» имел две-три сосновые мачты, паруса из рогож, циновок, сплетенных из тростника и камыша. И шустро, по преданиям, носился по льду. Быть может, даже быстрей воздушно-подушечных «Гепардов» наших дней. При попутном, конечно, ветре.

Что касается набегов, то поначалу казаки совершали их на легких стругах, а не на конях. Казачьи струги вмещали по 60-70 человек. Струги были без палубы, острыми с кормы и носа. Длиною от 50 до 79 футов. Один фут, для справки, равен 30 сантиметрам. Снаружи струг конопатили, высмаливали и обвязывали для большей прочности и надежности лыковыми веревками – с кормы до носа. К обводной веревке привязывали камышовые снопы – для прикрытия от неприятельской стрельбы.

История знает и другие казачьи изобретения. Это – судно с двумя рулями, понтон из нескольких лодок для перевозки орудий, плаванье под водой с камышиной в качестве дыхательной трубки, варка ухи в деревянном ведре. Казакам даже приписывают изобретение первой... подводной лодки. 

Курсанты из Ростова совершают водный переход в Таганрог.Иезуит Фурнье, который в конце XVI века находился в Константинополе, описал, со слов турок, такой эпизод: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости. Они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я посчитал их рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».

В 1595 году зафиксировано появление возле турецкой крепости Синоп казацких подводных «чаек», с помощью которых удалось неожиданно захватить город. Это явилось потрясением для турецкого султана и всей Европы. По преданиям, мастерили такие подводные лодки из цельных стволов. Делалось двойное дно со створками. Для балласта на дно насыпался песок. При необходимости нижние створки второго дна разгибались, и лодка «выдавливалась» на поверхность. Вверху находились задраенные створки люка. Чтобы внутрь поступал воздух, выдалбливались отверстия и в них вставлялись все те же камышовые трубки. Иногда вместо них на герметичной палубе строили шахту, внутри которой находился казак, который управлял лодкой. Через эту шахту в лодку поступал воздух для гребцов. Подводное судно было обшито кожей. Двигалось оно с помощью весел, вмонтированных в бортовые отверстия. Преградой для проникновения воды вглубь лодки на веслах были кожаные манжеты с плотной припасовкой.

Недаром говорили: «Где вода и байрак*, там и казак!»

Осваивают ли ныне казаки мореходные навыки? Оказывается, да. Выпускников Шахтинского Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса можно встретить сегодня среди морских пограничников на Дальнем Востоке в команде корабля «Уссурийский казак». Практически каждый из них вместе с директором корпуса Виталием Бобыльченко не раз в кадетскую пору сплавлялся по Северскому Донцу и Дону, участвовал на суше, в байраке и на воде в военно-спортивной игре «Наследие». Навыки подготовки маломерных судов к навигации кадеты получают непосредственно в корпусе – лодки, шлюпки находятся на его территории. По речке Ольховой, протекающей по Кашарскому и Миллеровскому районам, делают ежегодные сплавы на катамаранах воспитанники Миллеровского казачьего кадетского профессионального техникума. Экспедиции по Северскому Донцу и речкам поменьше вошли в практику белокалитвинских кадетов. Все кадеты – и шахтинские, и миллеровские, и белокалитвинские – участвуют в реконструкциях исторических событий. 

В Таганроге юных казаков-кадетов мы видели среди участников фестиваля «Оборона Таганрога 1855 года». Но было немало на реконструкции исторических событий и казачат в другой форме – курсантов института водного транспорта имени Г.Я. Седова и Ростовского колледжа водного транспорта. Они пришли из донской столицы на ялах. Таганрог, кстати, – не единственное место, куда они до сих пор ходят вот так, по-старинке, – где на вёслах, а где – под парусом. Скажем, на легендарном паруснике «Херсонес» в ходе учебно-плавательной практики-2017 сотня ростовских курсантов исколесила полсвета. Скоро – новый выход... 

Попутного ветра!

* Байрак – сухой неглубокий овраг либо балка, заросшая лесом. Название распространено в казачьих краях российского юга и ряде районов Украины.


Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA